История отрасли

Введение
Прошедший 2017 год был знаменателен для граждан России важнейшими датами — ровно сто лет назад, в феврале и октябре, произошли грандиозные революционные события, круто изменившие ход истории нашей страны, и, безусловно, оказавшие влияние на судьбы многих народов мир

Для шахтеров-угольщиков 2017 год стал знаменательным вдвойне: исполнилось 70 лет ежегодному профессиональному празднику «ДЕНЬ ШАХТЕРА». Указ Президиума Верховного Совета СССР о его установлении (в последнее воскресенье августа) был подписан 10 сентября 1947 года.  Первое празднование Дня шахтера состоялось 29 августа 1948 года. Престиж шахтерской профессии в стране стал чрезвычайно высок.

Россия значительно позже других европейских стран приступила к промышленному освоению кладовой своих недр. Начало горному делу в России было положено во второй половине XV века при Великом князе Московском Иване III. В 1491 году первая русская экспедиция отправляется в Печорский край искать полезные ископаемые. Этой экспедицией были открыты месторождения серебряных и медных руд на р. Цильма, построен медный рудник, и Россия начала чеканить монеты из собственного металла. 

Мощный импульс горное дело получает в период царствования Петра I Великого. Учреждением «Приказа рудокопных дел» (1700 г.) открывается эпоха официального зарождения горного дела в России как базового сектора будущей промышленности. Петр I первым увидел «...пользу рудокопных заводов, от которых земля богатеет и процветает». Продолжается интенсивное развитие горнозаводской промышленности в центральной части России, на Урале, в Сибири. Так, на Урале в начале века было построено около 10 железоделательных заводов; ведущее положение занимают заводы братьев Демидовых, выпускавшие в первой половине XVIII в. около 30% чугуна в России. 

Создавая учреждения для центрального управления, сначала «Приказ Рудокопных дел», позднее «Берг-Коллегию» в Москве, а затем и горные начальства: в Олонецком крае, на Урале, в Сибири, Петр I заложил прочное основание горной администрации. Созданные им административные органы имели коллегиальный характер. Петр I считал горное дело такой отраслью промышленности, без которой вся остальная промышленность должна была быть обречена на застой, и, вследствие этого, он во все время своего царствования сам стоял во главе горной администрации. 

Первый официальный государственный документ, положивший начало истории угольной промышленности России появился 295 лет тому назад.  Царь Петр I Именным Указом от 7 декабря 1722 года повелел искать каменный уголь в южных регионах Российской империи. Появление петровского Указа дало сильный толчок поиску угольных месторождений и явилось фактически началом становления отечественной угольной промышленности.

Появился этот указ через двадцать с лишним лет после учреждения «Приказа Рудокопных Дел», преобразованного в 1719 г. в «Берг-Коллегию». Если припомнить известную легенду о якобы первом знакомстве царя с углем, кусок которого ему был преподнесен казаками во время возвращения царя из Азовских походов (1695-1696), то до издания этих указов прошло достаточное время.

История становления российской угольной промышленности отражена во многих старых и современных источниках. Практически все известно, а если и есть какие-то пробелы, то они представляют незначительный интерес, тем более, что с распадом СССР распалась и бывшая мощная советская угольная промышленность. Сегодня в каждой из постсоветских республик, где уголь добывался в промышленных масштабах, отдельные события ушедшей эпохи, к сожалению, нередко корректируются, замалчиваются, а то и просто фальсифицируются. 

В этой связи имеет смысл еще раз вернуться к истокам становления отечественного горного дела и угольной промышленности. 

Итак, вперед от 1722 к 2017 году по продолжительному «295-летнему» пути развития нашей отрасли! 

Сюжет 1 – Исторические предпосылки создания угольной промышленности России (1722-1723 гг.)

Ещё в 1697 г. Петр I предпринял в составе великого русского посольства первое путешествие за границу, а зиму 1698 г. провел в Англии. Англия в этот период уже добывала около 3 млн тонн каменного угля ежегодно, и русский царь безусловно имел определенное представление о ценности ископаемого угля. Однако крепостнической экономике России природный уголь в то время был не нужен ввиду слабости отечественной промышленности, а в районах тогдашней металлургии (в основном на Урале) заводы были обеспечены древесным углем на несколько поколений.

Тем не менее уже в начале XVIII в. в связи с бурным развитием горнозаводской промышленности в России возникает потребность в новом виде топлива — каменном угле. 

Опытный рудознатец, бывший крепостной крестьянин Григорий Капустин, служивший в Берг-Коллегии с 1721 г., принимает самое деятельное участие в поисках каменного угля на Юге России. В 1721 году он открыл каменный уголь близ притока Северского Донца — реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах.

В 1722 году «Берг-коллегия» предложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «...иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье». Группа С. Костылева в 1720–1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая. В феврале 1722 года М. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного города Кемерово. В этом же году получены первые достоверные сведения от русских рудознатцев И.Палицына, М.Титова об угольных запасах в Подмосковном бассейне (Рязанская губерния).

Сведений о находках угля, поступивших в «Берг-Коллегии» накопилось настолько много, что появилась необходимость издания специальных государственных документов.  

Царь Петр I Именным Указом от 7 декабря "О приискании на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд" положил начало истории создания угольного промысла в России.
В сентябре 1723 года вышел еще один Именный Указ  Петра I "Об учинении поиска серной руды и каменного уголья в окрестностях Днепра"

Ремарка
Собственно этими известными историческими фактами можно было бы и завершить краткий сюжет о начале становления угольной промышленности России. Однако вспомним еще раз имя русского рудознатца Григория Капустина, который исторически считается первооткрывателем угольных залежей всего Донецкого бассейна.
К сожалению, на Украине, после того как она стала независимым государством предпринимаются неуместные попытки  отсечь историю освоения украинского Донбасса от общей истории отечественной угольной промышленности, забывая при этом, что украинский Донбасс получил грандиозное развитие будучи в составе Российской империи и СССР. Как и во всех исторических фальсификациях в современной Украине первооткрывателем угольных залежей предпочитают называть иностранца, в данном случае англичанина Я. Никсона.
Действительно был в истории такой персонаж. Царь Петр I, ввиду отсутствия в государстве российском опытных горных мастеров, отдал распоряжение пригласить мастеров-углекопов из-за границы. «Зело нам нужно, - писал Петр  вице-адмиралу Гордону, ответственному за это поручение, - чтобы ты из Англии или Шкоции выписал двух человек, которые знают находить уголье каменное по приметам сверху земли и чтоб были искусны в своем мастерстве...».
Среди прочих, был приглашен и Я.Никсон, которому в 1724 г. было  поручено в составе экспедиции при помощи буровых работ («буравами щупать в глубину») выяснить: «годно ль то уголье будет к кузнечным и прочим делам, против английского».
Вскоре Никсона выслали из России из-за непрофессионализма и ряда других неблаговидных поступков.
К сожалению, сегодня на Украине забыли и тот факт, что научное изучение и освоение угольных месторождений Донбасса производилось в основном горными инженерами из Петербурга.
 


Сюжет 2 – Освоение угольных месторождений России (2-я половина XVIII в. - начало XX в.)

Очередной сюжет мы посвящаем краткой истории освоения угольных месторождений в различных регионах Российской империи. Одновременно имеет смысл напомнить имена некоторых исторических персонажей, способствовавших становлению и развитию отечественной угольной промышленности.

Хронология событий

1768 — в район р. Мста (нынешняя Новгородская область) направляется угольная экспедиция во главе с рудознатцем И. Князевым, которая разведала и осуществила первую добычу угля на этом месторождении

1771 — заложена первая угольная штольня в Кузнецком бассейне на левом берегу р. Кондома (вблизи нынешнего Калтана). В этом же году открыты залежи угля Канско-Ачинского бассейна

1773 — в Санкт-Петербурге учреждено горное училище, преобразованное затем в Горный кадетский корпус, а позднее — в Горный институт  

1775 — началось детальное изучение геологического строения Донецкого бассейна с целью возможности добычи угля для строившегося Луганского литейного завода

1782 —  императрица Екатерина II своим Манифестом от 28 июня даровала всем землевладельцам свободу распоряжения своими землями и право на полезные ископаемые, заключенные в их недрах

1783 — при постройке плотины Кизеловского железоделательного завода обнаружены первые залежи каменного угля на Урале

1789 — начата промышленная добыча торфа близ р. Нева

1795 — заложена первая шахта в Донбассе вблизи г. Лисичанск 

1795 — начата добыча угля в северо-западной части Центральной России (район г. Боровичи на Валдайской возвышенности). Добытый уголь баржами доставляли в г. Санкт-Петербург 

1796 — образованы «Черемховские копи» и начата добыча ископаемого угля в Иркутском бассейне

1797 — начата промышленная разработка Кизеловского угольного бассейна закладкой первой каменноугольной штольни «Запрудная»

1799 — вышел в свет труд Николая Александровича Львова «О пользе и употребле­нии русского земляного угля» – первая обстоятельная публикация, посвященная свойствам и практической пользе угольного топлива

1806 — в России учрежден Горный департамент Министерства земледелия и государственных имуществ 

1812-1815 — открыт ряд месторождений угля в Тульской, Московской, Калужской губерниях

1826-1827 — открыты угольные месторождения в Кузбассе (на правом берегу р. Томь – 4 пласта; близ г. Кузнецка – 7 пластов; у берегов р. Иня – 13 пластов и др.)

1828 — обнаружено наличие ископаемого угля в районе р. Печора (Печорский бассейн)

1832 — появились первые сведения о наличии угля в Челябинском бассейне

1833-1834 — обнаружены запасы углей и начата их кустарная разработка на Карагандинских и Салаирских копях для Спасского медеплавильного завода 

1839 — на Лисичанском казенном угольном руднике внедрены столбовые системы разработки. Появившиеся длинные очистные выработки получили в Донбассе местное название «лавка», т.е. скамья, вероятно потому, что забойщикам приходилось работать в забое сидя

1842 — русский ученый, исследователь и географ   Петр Александрович Чихачев в ходе экспедиции в Сибирь впервые дал обстоятельную оценку угленосных площадей Кузбасса

1849 — открыто Богословское угольное месторождение в Екатеринбургской губернии на Урале 

1851 — близ Гурьевского завода в Кузнецком угольном бассейне было создано первое угольное предприятие на Бачатском угольном месторождении, а последующее разведочное бурение в позволило открыть здесь пласт коксующегося угля и начать его разработку (в начальный период добыча угля этого пласта составляла примерно 800 тонн в год)

1855 — начинается официальная регистрация добычи полезных ископаемых. В этот год добыча угля в Российской империи составила 9 494 тыс. пудов

Григорий Александрович Потемкин-ТаврическийГлубокие геологические изыскания в Донецком угольном бассейне (Донецком кряже) начались в связи с постройкой в 1795 г. Луганского чугуноплавильного завода, работающего на местном угле и железной руде. Задумка построить завод принадлежала князю Г.А. Потемкину (1739-1791). Завод строился для  обеспечения Черноморского флота орудиями и снарядами.

Михаил Семенович Воронцов В первой половине ХIХ в. предпринимаются попытки использования каменного угля и антрацита Донбасса на побережье Черного моря. В 1823 г. новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области был назначен генерал-лейтенант, граф М.С.Воронцов (1782-1856), в период правления которого в 1833 г. было учреждено акционерное общество «Черноморское Общество Пароходов».

В 1863 г. была открыта  Грушевско-Донская железная дорога, позже отдельные ветки Донецкой железной дороги. Все эти начинания работали на пользу становлению и развитию угледобычи в России. Д.И.Менделеев (1834-1907), совершивший в 1888 г. поездку в Донбасс написал: "Пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом".

В 1906 г. крупные предприятия Донецкого бассейна объединились в синдикат, известный под названием «Акционерное общество  для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна («Продуголь»). В синдикате объединились фирмы разных типов:  каменноугольные, смешанные и вертикально комбинированные. Деятельность синдиката «Продуголь» оборвалась в связи с национализацией угольной промышленности в 1918 году.

По мере продвижения от истории Донбасса к истории освоения угольных месторождений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке нельзя не осветить, хотя бы кратко, роль и значение Подмосковного угольного бассейна. В нескольких административных регионах этого бассейна ископаемый уголь, далеко не лучшего качества, добывался почти полтора века. 

Близкое расположение месторождений Подмосковного бассейна к двум столицам Российской империи –  Москве и Санкт-Петербургу, и, что не маловажно, высокий энтузиазм образованной части общества ко всему новому, обусловили небывалый интерес к ископаемому углю Подмосковного бассейна задолго до начала его промышленного освоения.

Среди примечательных личностей из первых углепромышленников Подмосковного угольного бассейна, следует назвать представителей известного дворянского рода графов Бобринских. Родоначальником рода Бобринских являлся Алексей Григорьевич Бобринский (1762-1813) – внебрачный сын императрицы Екатерины II  и ее фаворита Григория Орлова. При императоре Павле I А.Г. Бобринский был жалован имениями в Богородицком уезде Тульской губернии.

Старшего сына А. Бобринского  Алексея Алексеевича (1800-1868), весьма прогрессивного и предприимчивого человека, считают зачинателем сахарной промышленности в Российской империи. Первые свои эксперименты по выращиванию сахарной свеклы и производству сахара он начал на наследных землях в Тульской губернии. Вскоре он задумался над тем, что неплохо бы на своих землях добывать уголь, о запасах которого уже было известно. Но дальнейшая государственная служба и светская жизнь вдали от родового имения не дали осуществиться этим планам. Их осуществили его наследники. В 1844 г. в районе г. Богородицка в Тульской губернии  была заложена первая шахта, а с 1851 г. добыча велась уже на нескольких шахтах.

В конце XIX в. самыми крупными потребителями подмосковного угля являлись Московско-Курская, Нижегородская, Рязано-Уральская, Сызрано-Вяземская и Николаевская железные дороги, а также предприятия Москвы и ее окрестностей.

До первой мировой войны на шахтах Подмосковного бассейна работало около 3000 человек. В 1917 г.  на шахтах работало уже 12000 чел, из них подземных рабочих около 5500 чел. Свыше половины рабочих составляли военнопленные, около четверти – военнообязанные, получившие освобождение от призыва в армию, остальные – женщины, дети и лица, не подлежащие призыву. Кадровых горнорабочих практически не было. На всех шахтах бассейна работало 20 горных инженеров и 30 горных штейгеров (горных мастеров).

Ремарка
Оживит эту историческую справку об истории освоения Подмосковного бассейна одна занимательная история. Дело было в 1893 году. Штейгер из Донбасса приехал работать на шахты Тульской губернии. В один из свободных дней он посетил Ясную Поляну, хозяин которой Л.Н. Толстой держал двери открытыми для интересных посетителей. Великий писатель пригласил штейгера в дом и сразу же обратил внимание на эмблему с киркой и молотом на фуражке гостя. Писатель несколько часов задавал вопросы об устройстве шахты. «Трудно представить – пишет штейгер в своих воспоминаниях, - что мной испытывалось в это время. Толстому лекцию по горному искусству читаю». Через год Лев Николаевич посетил шахту, на которой трудился штейгер. Показывая гостю шахту и давая пояснения, штейгер вспоминает: «Когда я смотрел ему прямо в глаза, я снова испытал на себе пронизывающую силу его взгляда…». Жаль, что история не оставила нам ни одной фотографии Льва Николаевича на фоне старой подмосковной шахты.
Еще один интересный эпизод из истории освоения угольных месторождений Урала. Первыми на Урале были открыты угольные запасы в Кизеловском угольном бассейне. Крепостной рудознатец М. Югов первым обнаружил пласты угля близ Кизеловского железоделательного завода и вскоре  сообщил об этом в «Берг-коллегию». Пробы угля для выплавки чугуна оказались отрицательными. Самого же Югова впоследствии за доносительство в «Берг-коллегию» и побег в Петербург, где он под видом богомольца пытался передать свое донесение императору Павлу I, арестовали. Так он и умер в возрасте 36 лет в Петербурге в арестантском помещении «Берг-коллегии». Смерть беглого рудознатца оказалась не напрасной: первые пуды угля в Кизеловском бассейне были добыты в 1797 году. В середине XIX в. кизеловский уголь нашел применение в паровозных топках, заводских котлах и на соляных варницах.

Потребность в кизеловских углях существенно возросла в период русско-японской войны. В 1915 г. добыча кизеловских углей составила 976,5 тыс. тонн. Прочную базу для увеличения объемов добычи кизеловских углей заложил известный русский горнопромышленник князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857-1916). По отцу он являлся наследником аристократического армянского рода, по матери – наследником крупных промышленников Лазаревых.

Жизнь и деятельность этого персонажа истории горной промышленности России является одним из тех редких примеров, когда доставшееся в наследство частное горнозаводское хозяйство (семейство Лазаревых владело единственным частным на Урале горнозаводским округом в Пермской губернии) оказалось в умелых руках и управлялось достаточно эффективно. Собственник этого хозяйства С. Абамелек-Лазарев стал одним из богатейших людей России.

Устойчивым и наиболее доходным сектором горнопромышленного бизнеса у С. Абамелека-Лазарева стала добыча угля на территории Кизеловского угольного бассейна. При нем объемы добычи угля на копях бассейна возросли с 1,4 млн пудов в 1880 году до 50 млн пудов в 1914 году. Основными потребителями угля выступали железные дороги и близлежащие промышленные предприятия.

В других угледобывающих регионах Урала (Челябинский каменноугольный бассейн и Егоршинское месторождение) промышленная добыча угля началась в конце XIX века. 

Основной угледобывающей базой современной России является Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), расположенный в Западной Сибири. В одном из старых источников сообщается, что «Кузнецкий бассейн находится в восточной части Алтайского горного округа, между горными кряжами Салаирским и Алатау; он тянется примерно на 400 верст в длину и около 100 верст в ширину и занимает площадь в 40 000 кв. верст. Во многих местах этого бассейна залегают мощные пласты минерального угля высокого качества».

Как отмечалось выше, сведения о наличии ископаемого угля в Кузбассе поступили в «Берг-коллегию» в 1722 году. Таким образом, этот крупнейший угледобывающий регион является  ровесником отечественной угольной промышленности.

Выдающуюся роль в изучении и освоении Кузнецкого угольного бассейна сыграл русский геолог и географ П.А.Чихачев (1808-1890 гг.).

Первая копь в Кузнецком каменноугольном бассейне - «Бачатская», была открыта в 1851 г. Бачатская копь эксплуатировалась 45 лет. Ближе к завершению срока ее эксплуатации, добыча угля временами достигала 8-10 тыс. тонн в год.

Вторая половина XIX в. характеризуется в России резким подъемом промышленности, вызванным потребностями внутреннего рынка и ростом экспорта. Особенно интенсивно развиваются угольная, железорудная, нефтяная промышленности. Этому способствует ускоренное развитие сети железнодорожного транспорта.

Начало промышленного освоения угольных запасов Кузбасса связано по времени с началом строительством Сибирской железной дороги и открытия в конце прошлого столетия двух копей – Анжерской и Судженской.

В 1895 году Кабинет его императорского величества принимает решение организовать разведку угольных полей на Кольчугинском и Кемеровском месторождениях, построить железнодорожную ветку от Кольчугина до станции Болотной и вывозить на Сибирскую магистраль до 160 тыс. тонн угля. Однако на постройку железной дороги денег не было. Они нашлись у преуспевающего петербургского предпринимателя Л.А.Михельсона, купившего горный отвод и захватившего подряды на поставки каменного угля железной дороге.

Перед началом первой мировой войны (1913 г.) в бассейне было образовано акционерное общество «Копикуз» («Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей»). В конце 1916 г. "Копикуз" начал проектировать и строить в Кузнецке металлургический завод.

Канско-Ачинский бассейн. Первые сведения об угленосности Канско-Ачинского бассейна содержатся в документах экспедиции под руководством акад. П.С.Палласа в Сибирь, предпринятой в конце ХVIII в. С 1893 года в связи со строительством Трансибирской магистрали, стали проводиться более обстоятельные геологические изыскания. Тогда был открыт первый мощный угольный пласт в Рыбинском районе, который получил название «Бородинский».

До 1920 г. добыча угля в Канско-Ачинском бассейне находилась в руках частного предпринимательства. В 1914 г.  Л.А.Михельсон предпринял попытку освоить Итатское месторождение, но так и не смог найти выгодных потребителей бурого угля.

В Восточной Сибири первым начал разрабатываться Черемховский (Иркутский) угольный бассейн. Его будущее предопределило строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Первые шахты были открыты в 1895-1896 годах. В 1901 г. тюремное ведомство Иркутского уезда решило в опытном порядке использовать труд каторжных и прислало из знаменитой Александровской каторжной тюрьмы на работу в Черемховские копи 50 человек.

В начале ХХ в. в Черемхово уже было более 20 мелких шахт, которые добывали до четырехсот тонн угля в сутки. Значительному росту добычи угля (до одного миллиона тонн) во многом способствовала русско-японская война 1905 г. и первая мировая война. В 1908 г. в Черемхове был создан угольный синдикат, сосредоточивший более 90% добычи угля в Иркутской губернии. В период промышленного подъема накануне первой мировой войны черемховский синдикат и ОАО "Копикуз" выступали конкурентами синдиката "Продуголь" в поставке угля на рынок европейской части России.

На Дальнем Востоке первый уголь был добыт русскими моряками в 1858 г. на Посьетских копях. В 1861 г. Русское Географическое общество снаряжает экспедицию для научного изучения природных богатств Уссурийского края. Все дальнейшие поиски и разработки угля в этом регионе были связаны с необходимостью обеспечения углем тихоокеанской эскадры. В результате активного проведения разведочных работ в 1888-1894 гг. были вскрыты почти все угленосные площади, чему также способствовало строительство Уссурийской железной дороги. К 1910 г. в крае насчитывалось 36 месторождений каменного и бурого угля, из которых 11 разрабатывалось. В 1914 г. из 51 рудника работали 23. Основным каменноугольным предприятием Дальнего Востока был Сучанский рудник.

С историей развития угольных месторождений острова Сахалин в конце XIX в. можно ознакомиться, прочитав путевые заметки А.П.Чехова «Остров Сахалин». В XIX в. русские люди вели разработку месторождений полезных ископаемых еще восточнее, на Аляске. Освоение территории «Русской Америки» до ее продажи США в 1867 г., где ежегодно добывалось более 200 тыс. пудов угля, тесно связано с именем «Колумба Российского» – Г.И. Шелихова.

Позже всех других крупных угольных месторождений России начал осваиваться Печорский угольный бассейн в Заполярье, хотя первые геологические изыскания в этом регионе датируются XIX веком. Целенаправленная разведка угольных месторождений, одновременно с поиском нефти, началась в этом угледобывающем регионе в 20-30 годах XX века. Более предметно об истории освоения этого бассейна будет рассказано в последующих материалах.



Сюжет 3 – Наиболее известные углепромышленники Российской империи

В эпоху становления капитализма в России (вторая половина XIX в.) главенствующую роль в национальной экономике прочно завоевала тяжелая индустрия. Центр её тяжести перемещается с Урала на Юг России, где уже были разведаны огромные запасы каменного угля и железных руд. С развитием южнороссийского индустриального района формируется предпринимательская «группа интересов» местных углепромышленников.

Углепромышленники Юга России происходили из следующих сословий:

  • местных дворян-помещиков; 
  • местных и иногородних купцов; 
  • мелких землевладельцев (крестьян и казаков); 
  • технической интеллигенции; 
  • иностранных предпринимателей.

Отдельные субъекты этих групп углепромышленников в процессе концентрации производства разорялись и прекращали свою деятельность, чаще всего это были крестьяне, местные помещики и купцы. На их место приходили представители крупного зарубежного и отечественного акционерного капитала. Управленческий слой акционерных обществ пополнялся за счет технической интеллигенции, горных инженеров российского и иностранного происхождения, которые смогли стать владельцами шахт или приобрести солидные пакеты акций угольных компаний.

Из помещиков - углепромышленников Донбасса выделяются И.Г. Иловайский, В.П. Рутченко и др. Из купцов - углепромышленников выделяются А.К. Алчевский, Д.А. Пастухов, Н.Е. Парамонов и  др. Из технической интеллигенции (горных инженеров) крупными углепромышленниками Донбасса являлись Н.С. Авдаков, А.А. Ауэрбах и др. Из иностранных углепромышленников наиболее удачливым оказался англичанин Дж. Хьюз.

Иван Григорьевич Иловайский

Крупнейшим донским помещиком и углепромышленником являлся Иван Григорьевич Иловайский (1831-1883), который происходил из старинного казацко-дворянского рода Иловайских. Он был первым углепромышленником Донбасса, кто приобрел  в Великобритании паровую машину для шахты. И.Г. Иловайский стал одним из основных инициаторов создания "Съезда горнопромышленников Юга России.

Известными в Донбассе углепромышленниками являлся клан помещиков Рутченко (Рутычей), происходивший родом от задунайских славян-сербов В истории Донбасса фамилия Рутченко осталась в названии железнодорожной станции в украинском Донецке, шахтерского поселка, угольного треста (комбината).

Алексей Кириллович АлчевскийИз купеческой среды одним из самых известных «угольных баронов» Донбасса и Российской империи являлся Алексей Кириллович Алчевский (1835-1901). Отец его торговал в городе Сумы колониальными товарами (чаем, кофе, пряностями и т.п.), сын ушел далеко вперед. Начал А.К. Алчевский с банковского дела: основал в Харькове Общество взаимного кредита (1866 г.), затем организовал Харьковский Торговый банк и ипотечный Харьковский земельный банк (первый ипотечный банк в Российской империи).

В 1879 году А.К. Алчевский учреждает Алексеевское горнопромышленное общество в Славяносербском уезде Екатеринославской губернии, в состав которого входили Алексеевские копи и несколько металлургических заводов (в Алчевске и Мариуполе), привлекает бельгийский капитал (общество «Русский Провиданс») и др.

После отмены крепостного права многие помещики, сидящие на землях, "начиненных" углем, остались без доходов. Им приходилось продавать, сдавать в аренду, или закладывать свои угодья. Ипотечный банк Алчевского выдавал землевладельцам любые кредиты, а земли тех, кто не рассчитался по кредиту, переходили в собственность Алексеевского горнопромышленного общества.

В самом начале XX в. угольно-металлургический сектор южной России оказался в промышленном кризисе. Алчевскому было отказано в крупном казенном заказе на производство железнодорожных рельсов. 7 мая 1901 г. А.Алчевский покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд на Витебском вокзале в Петербурге.

Дмитрий Александрович Пастухов

Из купеческой среды также заметными фигурами на южнороссийском рынке "угля и стали" были братья Пастуховы (Дмитрий и Николай). Наиболее энергичным и деятельным из них считался Дмитрий Александрович Пастухов (1845-1909). В 1869 г. он, будучи совсем молодым человеком, обратился в правление Области Войска Донского с прошением отвести участок земли для устройства чугуноплавильного завода. Металлургический процесс проектировался по американскому образцу с использованием антрацита, и Д. Пастухов приобретает казацкие копи, где в небольших объемах добывался антрацит.

Построенный рядом со станцией Сулин железной дороги Воронеж-Ростов металлургический завод считался самым крупным промышленным предприятием на Дону. В доменном цехе в здании воздуходувной машины по указанию Д. Пастухова был установлен бюст императора Петра I с высеченными словами на постаменте: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет».

В 1871 г. Д. Пастухов покупает в Ростове-на-Дону небольшой чугунолитейный завод, а позже механический завод, на которых стали производится первые в России углеподъемные паровые машины. Одна из таких машин была установлена на шахте «Елпидифор» Парамоновского рудника в г. Шахты (1907)  и проработала почти сто лет.

Через несколько лет неутомимый Д. Пастухов занялся строительством пароходов. В 1888 г. на берегу Дона им была заложена первая донская судостроительная верфь. Первым судном, построенным в 1889 году, был колесный грузовой пароход с металлическим корпусом. Заказчиком парохода был ростовский купец первой гильдии, владелец Грушевских антрацитовых копий И.С. Кошкин. Пароход назывался «Антрацитъ».

Если купец Д. Пастухов к концу своей жизни занялся судостроением, то другой знатный ростовский купец Елпидифор Парамонов, считавшийся зерновым магнатом, владел пароходами в достатке. Чего ему не хватало, так это собственного угля для своих пароходов. Ради этого Е. Парамонов приобрел несколько небольших угольных копей. Одну из шахт в Александровск-Грушевске (ныне г. Шахты Ростовской области) он подарил своему сыну Николаю Елпидифоровичу Парамонову (1876-1951). Кстати, эта шахта была построена по проекту родственника Парамоновых профессора Санкт-Петербургского Горного института А.А. Скочинского  (ставшего в СССР академиком). После смерти отца (1909) сын назвал её "Елпидифор".

В 1913 году Н. Парамонов приобретает небольшой рудник "Несветай" и расширяет производство. Биографы Н. Пастухова отмечают, что он участливо относился к своим рабочим, отдавая часть прибыли на повышение их образованности и культуры. 

Ремарка
Николай Парамонов был известен и как владелец издательства «Донская речь». Оно было основано в январе 1903 года и уже в первый год своего существования вышло на первое место среди провинциальных издательств, выпустив свыше 60 книг и брошюр и получив разрешение еще на сто с лишним изданий. Издавались лучшие беллетристические произведения русских и зарубежных писателей. Во многих брошюрах рассказывалось о политических правах и свободах граждан, о народном представительстве и парламентаризме, местном самоуправлении, выборах. После 1905 года издательство перенесло значительную часть своей деятельности в Петербург, где были более мягкие цензурные условия. 
Парамонов пытался привить землякам политическую культуру, толерантность. Он сам не был депутатом, однако активно финансировал социал-демократов, одно время был даже под наблюдением полиции. Он верил в то, что в России можно сформировать гражданское общество. К сожалению, не получилось – после революции началась Гражданская война. Сам издатель был вынужден эмигрировать и умер в возрасте 74 лет в Германии.
В феврале 2017 г. в Ростове-на-Дону местным отделением партии «Единая Россия» была открыта мемориальная доска известному предпринимателю, меценату и просветителю Николаю Елпидифоровичу Парамонову. Доска появилась на стене огромного особняка, где знаменитый ростовчанин до революции жил со своей семьей. Именем Николая Парамонова будет названа и одна из улиц Ростова – в микрорайоне Ливенцовский, строительство здесь начнется уже в нынешнем году. Такое решение приняли депутаты Ростовской городской Думы.

Николай Степанович АвдаковНиколай Степанович Авдаков (1847-1915) был родом из семьи сельских церковнослужителей из Владимирской губернии. Карьеру горного инженера после окончания Санкт-Петербургского горного института (1873) Н. Авдаков начал с должности штейгера в  "Рутченковском горнопромышленном обществе" – крупной угольной компании в Донбассе, принадлежащей французскому капиталу. Через несколько лет он вырос до управляющего этой компанией, затем становится её совладельцем.

Добившись немалых успехов в предпринимательской деятельности, Н. Авдаков становится заметным общественно-политическим и государственным деятелем. Он руководил такой авторитетной организацией как "Совет Съездов горнопромышленников Юга России", избирался членом Государственного совета от промышленности (высшего административного органа империи), состоял в руководстве первых российских монополистических объединений в тяжелой промышленности  – "Продугля" и "Продамета".

За заслуги перед российской промышленностью император Николай II произвел горного инженера Авдакова в действительные статские советники. Венцом общественно-политической карьеры Н. Авдакова стало его назначение в 1915 году на должность председателя Центрального военно-промышленного комитета Российской империи. Страна только что вступила в Первую Мировую войну. На плечи Н. Авдакова легла ответственность за управление оборонной промышленностью России. 24 сентября 1915 года Николай Степанович Авдаков скоропостижно скончался в возрасте 68 лет. Капитал его горнопромышленной империи тогда оценивался почти в один миллиард рублей.

Николай Федорович фон ДитмарНиколай Федорович фон Дитмар (1865-1919) стал последним после Авдакова руководителем "Совета съездов горнопромышленников Юга России", после чего эта общественная организация прекратила свое существование. Родом из потомственных дворян, он получил прекрасное образование: окончил 1-й Московский кадетский корпус, горный институт в Петербурге, физико-математический и юридический факультеты Санкт-Петербургского университета. Дитмар владел двумя заводами в Харькове, выпускавших оборудование для горнодобывающей и металлургической промышленности, избирался членом правления нескольких каменноугольных обществ в Донбассе, банков, бирж и т.д.

В период Первой Мировой войны фон Дитмар входил в состав Особого совещания по обороне государства (1915), а в 1917 г. – в состав Экономического совета при Временном правительстве. В этот роковой для истории Российской империи период глава Совета съездов горнопромышленников Юга Россия от имени предпринимателей составил докладную записку в адрес Временного правительства, обосновывая пагубность идеи включения Донецко-Криворожского бассейна в состав автономной Украины, чья судьба в те дни активно дебатировалась. В период начавшейся гражданской войны фон Дитмар примкнул к "белому движению", но эмигрировать за пределы  России не успел: умер от тифа в Харькове в 1919 году.

Александр Андреевич Ауэрбах

"Ртутным королем" Российской империи называли Александра Андреевича Ауэрбаха (1844-1915). Его предки были родом из Саксонии.

В 1863 г. А. Ауэрбах окончил Петербургский горный корпус горных инженеров, получил чин поручика, поступил на государственную службу, в возрасте 24 лет  защитил диссертацию.

Однако предпринимательские способности взяли вверх над наукой. В 1872 г. А. Ауэрбах заключил контракт с французской компанией «Горное и металлургическое общество» («Sosiete Miniere et Industrielle»), заинтересовавшейся добычей угля в Донецком бассейне. Через год от имени фирмы он приобретает в Донбассе угольные активы и получает должность управляющего.

В 1876 г. отказался от должности управляющего рудниками и вскоре был нанят в качестве управляющего медеплавильными заводами в Богословском горном округе в Пермской губернии.

В 1885 г. А. Ауэрбах создает «Товарищество ртутного производства А. Ауэрбах и Ко», становится основателем ртутного дела в России. Ртутный завод А.Ауэрбаха, построенный в Донбассе, был первым и единственным в России заводом по производству промышленной ртути.

Действительный статский советник, кавалер орденов Российской империи А. Ауэрбах являлся одним из инициаторов создания "Съезда горнопромышленников Юга России". В 1916 г. А. Ауэрбах умер в Старой Руссе Петроградской губернии.

Петр Николаевич ГорловДругой выдающийся горный инженер Российской империи Петр Николаевич Горлов (1839-1915) по своим инженерным и научным знаниям, связям и деловым способностям вполне мог стать успешным углепромышленником. Однако предпринимательской стезе он предпочел роль незаменимого консультанта "угольных баронов" Донбасса и других угледобывающих регионов в проектировании, строительстве угольных шахт и организации горного производства.

После окончания горного института в Петербурге (1859) П. Горлов трудился в Русском Обществе Пароходства и Торговли, на территории области Войска Донского, обустраивал Грушевский каменноугольный рудник и т.п.

Завоевав в Донбассе авторитет крупного специалиста, в 1868 г. П.Горлов был нанят известным купцом С. Поляковым для проектирования и строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, Азовского рельсового завода и Корсунского рудника. Для Корсунского рудника горный инженер Горлов разработал новую потолкоуступную систему разработки крутопадающих пластов каменного угля. Проектировал и строил шахты на Ткибульском месторождении каменного угля (в Грузии), руководил строительством железных дорог и рудников в Уссурийском крае и др. Петр Горлов являлся одним из инициаторов создания Съезда горнопромышленников Юга России, до конца своих дней он был почетным членом Совета Съезда. Умер Петр Николаевич Горлов в 1915 г. в Петрограде. Его именем назван крупный индустриальный город украинского Донбасса  Горловка и одноименная железнодорожная станция.

В Кузнецком угольном бассейне во времена Российской империи из числа крупных углепромышленников следует назвать имя Льва Александровича Михельсона (1861-1919). В 1895 г. царское правительство приняло решение организовать разведку угольных полей на Кольчугинском и Кемеровском месторождениях, построить железнодорожную ветку от Кольчугина до станции Болотной и вывозить на Сибирскую магистраль до 160 тыс. тонн угля. Однако на постройку железной дороги денег у казны не было. И здесь на "помощь" пришел предприниматель Л.А. Михельсон, в общественных кругах больше известный как юрист и адвокат.

В 1897 г. Л. Михельсон становится единственным владельцем Судженских копей (Судкопа), практически монополизировав все подряды на поставки каменного угля Сибирской железной дороге. Обеспечив рынок сбыта, Михельсон открывает новые шахты с красивыми названиями Георгиевская, Николаевская, Натальинская, Августовская и др.

История "Судкопа" была связана с именем ее владельца до 1918 года, когда копи были национализированы специальным декретом, подписанным председателем  ВСНХ (Высшим советом народных комиссаров) В.И. Лениным.

Ремарка
В одном из томов полного собрания сочинений В.И.Ленина, посвященном событиям 1917 г., будущий вождь пролетарской революции в России в заметке под названием "Еще одно преступление капитализма" фактически назвал Л. Михельсона  наглецом и преступником. Поводом для столь убийственной оценки послужила телеграмма, посланная в апреле 1917 г. в Петроград (на имя Временного правительства) Советом солдатских депутатов Судженска об остановке производства из-за отказа  владельца копей Михельсона платить заработную плату горнорабочим. Солдатские депутаты тогда потребовали от Временного правительства конфискации копей.
В декабре 1917 года исполком Судженского Совета рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе власти в руки Советов, и в феврале 1918 г. "Судкоп" был национализирован. Л. Михельсон и в этот период продолжал активно сопротивляться национализации. Он даже направил телеграмму в Петроград лично Ленину, требуя выплаты ему компенсаций за отнятое имущество.
Пришедшее к власти в середине 1918 г. Сибирское временное правительство разогнало Анжерские и Судженские Советы рабочих и солдатских депутатов и своим законом о денационализации возвратило копи бывшему владельцу. Советская власть на копях была восстановлена в январе 1920 г., когда Л. Михельсона уже не было в живых.

Перед началом Первой мировой войны (1913 г.) в Кузнецком бассейне было образовано акционерное общество «Копикуз» («Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей»). Инициатором создания «Копикуза» был В.Ф. Трепов (брат петербургского градоначальника) по предложению которого несколько французских банков образовали Алтайско-Сибирский консорциум. Затем к этому консорциуму примкнули Международный коммерческий и Русско-азиатский банки. В соответствии с договором с царским кабинетом, угольные копи отводились «Копикузу» сроком на 60 лет.

Управляющим директором-распорядителем "Копикуза" был назначен горный инженер Иосиф Иосифович Федорович (1875-1937). После окончания горного института в Петербурге (1900) он был направлен в Донбасс  (работал во «Франко-Русском обществе» и на Рыковских угольных копях в Юзовке.)

Именно этому человеку, стоящему у истоков советского Кузбасса предстояло создать первооснову будущего промышленного района с шахтами, коксохимическим заводом, металлургическим заводом, сетью железных дорог.

Что касается личности Иосифа Иосифовича Федоровича, то документов о нем осталось мало, и это объясняется достаточно просто. В советский период И. Федорович работал в «Главугле», «Главтопе», Госплане и других государственных органах. Впервые был арестован в 1928 г. по «шахтинскому делу».  В 1937 г. И. Федорович был обвинен в участии в «контрреволюционной террористической диверсионной организации, проводившей вредительскую работу, направленную на сдерживание темпов развития Карагандинского угольного бассейна. Обвинен, осужден и в последствии казнен.


Cюжет 4 – Достижения угольной промышленности России в период «завершение ХIХ в. – 1914 г. (начало Первой Мировой войны)»

Период 1885-1900 годов  в России характеризуется экономистами-историками прошлого, как период широкой капиталистической реконструкции. Отмечается, что в этот период практически завершился промышленный переворот; мануфактурное производство, в основном, было вытеснено фабричным; ускорилось железнодорожное строительство и связанная с этим минерализация топливно-энергетического баланса; фактически был создан  «…капиталистический индустриальный фасад» России.

Хронология событий

1859 — получен первый чугун с использованием кокса на Бахмутском руднике в Донбассе

1861 — в Донецком бассейне преодолен рубеж годовой добычи угля в 100 тыс. тонн

1865 — русским ученым Гельмерсеном опубликована "Генеральная карта горных формаций Европейской России"

1873 — на Урале в районе д. Егоршино открыто месторождение каменного угля, пригодного для плавки руд

1874 — в Таганроге состоялся первый съезд горнопромышленников Юга России

1881 — в Кизеловском угольном бассейне сдана в эксплуатацию первая шахта

1882 — учрежден Геологический Комитет при Горном департаменте

1883 — в Санкт-Петербурге построена первая электростанция

1988 — Д.И. Менделеев высказал идею подземной газификации угля. 

1988 — На Дальнем Востоке начал работу Сучанский казенный рудник, обеспечивавший углем военную флотилию и Добровольный флот

1891 — установлено наличие запасов углей на северо-востоке Якутии (Зыряновский угольный бассейн). 

1891 — Началось строительство Трансcиба

1893 —  Подготовлен Горный устав, разделивший Россию на 7 горных областей. Горнодобывающая отрасль России провозглашена стратегической 

1895 — введены «исключительные» (льготные) тарифы на внутренние железнодорожные перевозки грузов

1895 — в России выдан патент на изобретение угледобывающего комбайна

1896 — петербургский титулярный советник В. Калери получает патент в России и Германии на первый в мире очистной горный комбайн

1896 — в Кузнецком бассейне преодолен годовой рубеж добычи угля в 100 тыс. тонн

1897  — Сдана в эксплуатацию шахта «Судженская" в Кузбассе

1897 — патентуется первый в мире комбайн для проходки горизонтальных горных выработок (А.Калери, Россия)

1901 — начата добыча бурого угля открытым способом на Волчанском месторождении на Урале

1905 — началась разработка угля в Канско-Ачинском бассейне. 

1905 — впервые в Донбассе оборудована подземная электрическая откатка при помощи "бесконечного каната"

1907 — в г. Макеевка (Донбасс) создана первая в Российской империи горноспасательная станция

1907 — механик Поляков-Ковтун (Россия) изобрел горную машину, работавшую по принципу струга

1908 — на Марковском руднике в Донбассе установлена первая электрическая подъёмная машина на главном подъёме

1913  — добыча угля достигла  36 млн тонн. Суммарная мощность электростанций России, работавших на мазуте и каменном угле, составляла на конец года 1,1 тыс. МВт, а годовая выработка электроэнергии достигла  2 млрд кВт•ч 

1914 — вышел в свет труд Б.И. Бокия «Практический курс горного искусства», ставший настольной книгой для многих горняков на многие годы

1914 — вступление России в Первую мировую войну


Наконец то, произошло практическое осознание неоценимой пользы ископаемого угля для будущего России. Объемы его добычи в 1900 г. по сравнению с 1860 г. были увеличены почти в 38 раз. Россия значительно сократила отставание от основных мировых угледобывающих стран. В 1900 г. она занимала уже 8-е место в рейтинге этих стран, уступая только Великобритании, США, Германии, Франции, Австро-Венгрии, Бельгии и Польше. Таким образом, период 1885-1900 гг. можно считать в российской истории периодом возникновения отечественной угольной промышленности.

 В то же время, структура топливного баланса в промышленности и на транспорте всё еще отличалась от среднемировых значений (см. таблицу). Значительной была доля дровяного топлива,  однако при этом доля нефти превышала среднемировую в 5,6 раза.

Сравнительные оценки  топливного баланса  в 1900 г. (мир и Россия, %)

Энергоресурсы Мир Россия
Ископаемый уголь 76,1 40,3
Древесный уголь 1,7 5,7
Дровяное топливо 17,6 30,0
Нефть 3,0 16,9
Газ природный 0,9 -
Торф 0,7 7,1
Итого, % 100,0 100,0

Ниже приводятся данные, характеризующие динамику добычи ископаемого угля в Российской империи в заключительной части ХIХ века. В 1890 г. в каменноугольной промышленности империи было занято более 40 тыс. чел., при этом на долю Донецкого бассейна приходилось около 25 тыс. чел., на долю Домбровского бассейна - 8,7 тыс. человек. Добыча угля в Донецком бассейне обеспечивалась 270-ю рудниками, в состав которых входили 763 шахты. В среднем производительность каждой шахты составляла около 40 тыс. т угля в год. В Домбровском бассейне действовало 20 рудников с 52 шахтами, средняя производительность каждой шахты составляла около 375 тыс. т угля в год. Значительно более высокая производительность угольных копей Домбровского бассейна объяснялась в том числе и тем, что на каждую шахту приходилось, по крайней мере, 3 врубовые машины, в то время как в Донецком бассейне на каждые 3 шахты приходилась одна.

 
Динамика объёмов добычи ископаемого угля по Российской империи 
за период 1886-1900 гг.
 

Удельный вес угледобывающих бассейнов (регионов) в общей добыче ископаемого угля
в Российской империи за период 1886-1900 гг.

Период 1885-1900 гг. характеризуется усиливающимся проникновением в промышленность России иностранного капитала. Крупнейшими владельцами каменноугольных копей в Донбассе (до 60% добычи минерального топлива) были французские и бельгийские компании.  Под их контролем находилось также до 95% производства южнорусской металлургии.

В ХХ в. экономика России вошла с впечатляющими результатами. По основным макроэкономическим показателям страна входила в десятку ведущих стран мира. В то же время, бурный экономический рост по всем законам рыночной экономики должен был смениться циклическим спадом. В экономической истории России период 1900-1908 гг. отмечается как период промышленного кризиса. Вместе с тем, в угольной промышленности общего снижения добычи ископаемого угля вообще не наблюдалось, за исключением некоторых колебаний в уровне производства по отдельным бассейнам, причем более всего в европейской части страны.

Ниже представлены данные, характеризующие динамику добычи ископаемого угля в Российской империи в 1900-1908 гг. в целом и по основным угольным бассейнам (регионам).


Динамика добычи ископаемого угля по Российской империи
за период 1900-1908 гг.
 

Удельный вес угледобывающих бассейнов (регионов) в общей добыче ископаемого угля в Российской империи
за период 1886-1900 гг.

Промышленный спад пошел на пользу угольной промышленности. Явно обозначился, так называемый, «угольный голод», вызванный дефицитом угля. В целях борьбы с «угольным голодом» был разработан перечень мероприятий, к основным из которых относились:

  • реформа акционерного законодательства и горно-земельного права;
  • развитие железных дорог и водных путей сообщения;
  • облегчение условий получения кредитов;
  • техническое перевооружение угольной отрасли.

Более заметным стал рост объемов угледобычи в восточных регионах страны (Урал, Сибирь), что было связано с началом эксплуатации Транссибирской железнодорожной магистрали, которая была главным потребителем кузнецких и иркутских углей. Рост потребления уральских и сибирских углей в этот период также был вызван их относительной дешевизной.

Во все усиливающемся процессе минерализации топливного баланса России, характерной особенностью которого была конкуренция между нефтью и ископаемым углем, преимущество надолго переходит к ископаемому углю. 


Добыча ископаемого угля и нефти в России в начале ХХ в.
 

Период 1909-1914 гг. был последним благоприятным периодом для экономики России до революционных событий 1917 года. Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1910-1913 гг. превысил 11%. По объему промышленного производства Россия в 1913 г. занимала 5-е место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции.

Ниже  представлены данные, характеризующие развитие угольной промышленности в период 1909-1914 годов. 1913-й год этого периода оказался «пиковым» по объемам добычи - было добыто почти 36 млн т ископаемого угля.


Динамика объёмов добычи ископаемого угля в Российской империи за период 1909-1914 гг.
 

Удельный вес угледобывающих бассейнов (регионов) в общей добыче ископаемого угля за период 1909-1914 гг.

В 1914 г. началась Первая мировая война.  Ни одна страна в мире не пережила таких катастрофических её последствий, как Россия. Особенно ужасающим был урон в рабочей силе. По известным данным общий итог потерь в рабочей силе достиг 18, 7 млн чел из 71,3 млн чел, занятых в материальном производстве России в 1914 году.

В общем приросте добычи угля с 1913 г. по 1916 г.  большая его часть приходится на 1914 г., почти полностью проходившего в условиях мирного времени. Сравнительно высокий рост добычи в этот период имел место  в Подмосковном бассейне, в Западной и  Восточной Сибири, одновременно снизился в общей добыче удельный вес Донецкого бассейна.

Рост угледобычи в сибирских угольных бассейнах обеспечивался за счет благоприятных горно-геологических условий - большого количества мощных пластов, залегающих на небольших глубинах и легко поддающихся разработке.

В ходе войны эффект ранее достигнутого роста добычи был значительно ослаблен вследствие падения дисциплины и снижения производительности труда.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все

Количество показов: 40531



  



Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
"Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2024  Правовая информация
Яндекс.Метрика