Рейтинг@Mail.ru


ENG

Статьи и обзоры

Данный информационный блок включает в себя статьи, обзоры, выступления и интервью руководителей и специалистов, посвященные актуальным вопросам развития угольной отрасли и смежных отраслей экономики.  В каждой статье указан источник информации и дается гиперссылка на постоянный адрес статьи в первоисточнике. 

Дерипаска: Во всём виноват… уголь! 07.05.2020

Дерипаска: Во всём виноват… уголь!

Vgudok.ru – Помните причитания героини фильма «Гараж»: «Как Гуськов?! Опять Гуськов? Почему Гуськов?» Похоже, в нашей профильной тусовке следует перефразировать их на актуальное: «Как уголь?! Опять уголь? Почему уголь?»

Ещё каких-то год-два назад, во времена процветания погрузки на сети РЖД, разве что только ленивый не критиковал ж/д монополию за особое расположение к углю как грузу 1-го класса, из-за которого остальные грузоотправители находились в роли тарифных «золушек». Мол, это уголь виноват в несправедливых перевозочных расценках для нефтяников, контейнерщиков и прочих. Впрочем, уже и РЖД собирается отказаться от Прейскуранта №10-01 и пугает участников рынка новыми тарифными предложениями.

Однако в условиях спада сырьевой конъюнктуры, именно уголь стал своего рода «палочкой-выручалочкой» РЖД. Растущий спрос на его перевозку в восточном направлении хоть как-то латает трещащую по швам погрузку РЖД. Монополия уже прогнозирует её снижение в 2020 году на 5% к уровню 2019 года вместо ранее запланированного роста на 2,5%, а также рассчитывает получить более 600 млрд рублей господдержки на реализацию инвестпрограммы.

Казалось, по этой теме будет достигнут хотя бы временный консенсус и оппоненты РЖД и угольщиков заключат негласное «угольное перемирие» по аналогии с «водяным перемирием» в джунглях среди сказочных героев Киплинга. Ведь от того, как быстро и с минимальными ли потерями из нынешнего кризиса выберется ж/д монополия, во многом зависит и судьба бизнеса всех грузоотправителей. Ту же расшивку Восточного полигона с повестки дня РЖД никто не снимал.

Однако не тут-то было! На авансцене борьбы за справедливость и светлое (в прямом смысле этого слова) будущее всей планеты объявился видный российский многопрофильный олигарх Олег Владимирович Дерипаска, который у себя в Telegram-канале покусился на святое. И это не коронавирус и даже не Центробанк с вечно им критикуемой Эльвирой Сахипзадовной.

По мнению алюминиево-энергетического магната, во всех бедах на земле виноват уголь! Индонезийский, австралийский, китайский и, конечно же, наш российский. Тот самый уголь, на который сейчас буквально молятся в РЖД, кемеровский губернатор Цивилёв и новый первый вице-премьер Белоусов, успевший даже посетить Кузбасс. И соглашения по объёмам ж/д перевозок угля были подписаны, и максимальные скидки за провоз угля на северо-запад и юг предоставлены, и дальневосточные угольные перевозки увеличены. Казалось бы, вот он, так давно лелеемый консенсус!

Ан нет! Уважаемый Олег Владимирович, который, кстати, в своё время благополучно избавился от угольных активов, считает, что тот самый уголь, который обеспечивает загрузку Восточного полигона по самое «не хочу» и заменил на нём самоизолировавшихся пассажиров, оказывается, виноват в глобальном потеплении и вызывает природные катаклизмы на головы измученного коронавирусом человечества.

Вина и беда российских угольщиков в том, что они продают уголь в Китай, чтобы китайские коммунисты на дешёвой, но вредной угольной энергетике могли развивать высокотехнологичные производства и получать сверхприбыли, продолжает он. Не ровён час, предупреждает бизнесмен, российскую угольную отрасль ждёт судьба самого Китая, против которого прогрессивные западные демократии готовят показательную «коронавирусную порку». А под горячую руку могут попасть и российские угольщики — невольные подельники китайских диверсий против здоровья и благополучия граждан всего мира.

Только мы привыкли к тому, что место спасителя погрузки занял уголь, как тут же «прилетело» от своих же: уголь, «отец родной», превратился в пугало. Безмерное счастье чёрного твёрдого золота России оказалось кратковременным.

А ведь вместе с Дерипаской на уголь ополчились и металлурги, и контейнерщики. Понятно, что единый антиугольный фронт возникает из-за конкуренции за проездные места на Транссибе. Причём для РЖД это суровая дилемма: обидеть угольщиков и нарваться на мощное лобби или терять деньги, возя по дешёвым тарифам продукцию Кузбасса, и отказывая более дорогим контейнерам и металлам.

На наш взгляд, тут надо пытаться и рыбку съесть, и на неприятности не нарваться. Так СУЭК сейчас наращивает отправку тяжёлых составов, так как РЖД запустили на Транссибе более мощные локомотивы. С другой стороны, надо потрудиться, чтобы «окна», появившиеся от сокращения пассажирских поездов, рационально распределить на ремонтные работы, уголь и прочие грузы. Сложно? А кто говорил, что будет легко? В кризисной ситуации и проявляется настоящая профпригодность. Легко быть парадным генералом, а на войне, понюхав пороху, не все оказываются героями.

Понятно и стремление олигарха Дерипаски примерить на себя хайповый образ Греты Тунберг — это модно, стильно, молодёжно. Да и к тому же позволяет ему почувствовать себя частью космополитического бомонда, у которого тема защиты окружающей среды сейчас стала своего рода пропуском в клуб избранных. Но почему для этого надо выискивать виноватых и врагов народа? Или это наша отечественная парадигма — искать крайних, будь то Чубайс, Сечин или вот теперь уголь? Так её надо из себя по каплям выдавливать, как того самого раба из известного чеховского афоризма! А то ведь с таким бэкграундом в мировую элиту не возьмут.

Оксана Войцеховская






Количество показов: 219

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку



Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
АО "РОСИНФОРМУГОЛЬ"©Все права защищены. 1994-2020  Правовая информация
Яндекс.Метрика