Программа развития УП до 2035 г.


I. Президент РФ В.В. Путин 27 августа 2018 года провёл в Кемерове заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Выдержки из стенографического отчёта о заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности

Вступительное слово В.Путина

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с вами проводим заседание Комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса в Кузбассе не случайно, естественно. Мы все понимаем, Кузбасс – один из крупнейших мировых центров угледобычи, именно мировых центров. И, кроме всего прочего, накануне, то есть вчера, был праздник у тех, кто работает здесь, и в отрасли в целом – День шахтёра. Я от своего имени и от имени всех здесь присутствующих хочу поздравить горняков с их профессиональным праздником, пожелать им здоровья, всего самого наилучшего, успехов в очень нелёгком, но очень нужном стране труде.

Уважаемые коллеги, сегодня у нас насыщенная повестка. Вместе с представителями бизнеса и руководителями регионов обсудим текущую ситуацию в российском ТЭКе, рассмотрим ключевые направления и ориентиры развития отрасли и, конечно, оценим, как выполняются ранее принятые решения нашей комиссии.

Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в повышении темпов и качества экономического роста в нашей стране. На долю ТЭКа приходится около 22 процентов ВВП страны, почти 60 процентов экспорта и 40 процентов дохода федерального бюджета.

В условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. По итогам прошлого года Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка. Мы заняли первое место в мире по объёму добычи нефти, второе – по добыче газа. Россия входит в число ведущих стран по объёму выработки электроэнергии и добыче угля: по электроэнергии – на четвёртом месте, по углю – шестое место в мире.

Отмечу, что за последние годы конкуренция на глобальном энергетическом рынке заметно обострилась, поэтому крайне важно эффективно использовать наши конкурентные преимущества, диверсифицировать маршруты поставок, выходить и закрепляться на новых рынках...

... Сегодня в рамках нашей комиссии отдельно обсудим перспективы развития такого взаимодействия в сфере угольных поставок. В прошлом году отечественные компании экспортировали более 190 миллионов тонн угля. По этому показателю наша страна уверенно занимает третье место в мире. Текущая конъюнктура даёт возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю. Чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно решить целый комплекс задач. Это повышение рентабельности и безопасности добывающих угольных мощностей, их модернизация как в традиционных районах угледобычи – Кузбассе, Хакасии, Якутии, так и в новых – Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

И конечно, нужно улучшать логистику, расширять экспортные коридоры, прежде всего пропускную способность железнодорожных магистралей, для которых угольные компании являются якорными грузоотправителями. Как вы знаете, развитие восточного полигона железных дорог, расшивка узких мест на БАМе и Транссибе обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы. Вновь подчеркну: должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов. Важно обеспечить сбалансированный, комплексный подход к расширению пропускной способности железных дорог, учесть потребности не только угольных компаний, но и отправителей контейнерных перевозок насыпных и наливных грузов. Нужно проработать вопрос закрепления взаимных обязательств перевозчиков и потребителей, использовать в этой сфере долгосрочные контракты. Такой подход послужит успешной реализации инвестиционных планов и грузоотправителей, и транспортных компаний.

Отмечу ещё одну принципиальную вещь. Решать вопросы развития угольной промышленности необходимо на основе самых современных технологий, которые должны дать не только экономический эффект, но прежде всего обеспечить улучшение условий труда горняков, их безопасность. Нужно шире внедрять передовые стандарты работы угольной отрасли, уделять повышенное внимание защите окружающей среды, особенно в портах, местах перевалки угля. Забота о жизни и здоровье людей, об экологическом благополучии городов и посёлков должна быть безусловным приоритетом. Экологичной должна стать вся цепочка: от добычи угля до его перевалки в морских портах...

Из выступления министра энергетики А.Новака:

...В результате принятых по Вашему поручению мер, Владимир Владимирович, уже сейчас достигнуты те ориентиры по добыче, которые были поставлены на 2030 год. То есть мы идём со значительным опережением долгосрочной программы развития. Если сравнивать с актуализированной программой 2014 года, то мы опережаем на три года. Поэтому, конечно, в целом требует корректировки и сама программа, и постановка более амбициозных задач по вводу мощностей, по качеству поставляемого угля, по доле экспорта в поставках...


ПРОТОКОЛ заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 27 августа 2018 г. г. Кемерово
Выписка из Протокола заседания:
...
3) Правительству Российской Федерации (Медведев Д.А.) совместно с заинтересованными хозяйствующими субъектами:

а) с учетом прогноза потребления угля до 2030 года, подготовленного в соответствии с пунктом 5 раздела 1 настоящего протокола актуализировать Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года, предусмотрев развитие угольной промышленности в традиционных (Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия)) и новых (Восточная Сибирь и Дальний Восток) районах угледобычи с учетом возможностей угольных компаний по увеличению объемов добычи и увеличению объемов экспорта.

Срок исполнения с представлением соответствующего доклада - до 30 сентября 2019 г.;
...

II. Председатель Правительства РФ Д. Медведев провел 12 ноября 2019 года  совещание о рассмотрении проектов финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Выдержки из стенографического отчета о совещании в поезде "Новосибирск-Барнаул"

Из выступления Д. Медведева

Мы сегодня проведём совещание прямо в поезде – по развитию железных дорог, финансовому плану и инвестиционной программе...
...Рассмотрим проекты финансового плана и инвестиционной программы. Традиционно мы всё это обсуждаем на заседании Правительства. Мы это сделаем – вернёмся к теме на одном из ближайших заседаний, чтобы юридически утвердить эти проекты так, как мы это делали последние годы. А сегодня обсудим чуть более подробно и предметно вопросы, которые входят в повестку дня.
Очевидно, что железная дорога с учётом расстояний и разнообразного климата страны имеет для нашего государства особое значение, обеспечивает перевозку практически половины грузов и более четверти пассажиров. В условиях Сибири это особенно важно.

Перед компанией сегодня стоят масштабные цели. Весной этого года мы утвердили долгосрочную программу развития «Российских железных дорог» на период до 2025 года. Компания участвует в выполнении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. И конечно, нужно, чтобы и финансовый план, и инвестиционная программа были направлены на достижение стоящих перед компанией стратегических задач. «РЖД» остаётся одной из крупнейших наших государственных компаний, что само по себе предопределяет её место в экономике...

...Бόльшая часть инвестиций должна быть направлена на развитие инфраструктуры, модернизацию железнодорожных путей, обновление локомотивного парка. На наиболее крупные проекты, которые увеличат пропускную способность железных дорог: речь идёт о модернизации Восточного полигона, включая БАМ и Транссиб, развитии Центрального транспортного узла, создании подходов к морским портам. Это даёт возможности для транзита через всю страну, снятия инфраструктурных ограничений, которые существуют, и ещё в большей степени помогает нам увеличить темпы роста товаропотока между Европой и Азией...

Из выступления министра транспорта Е. Дитриха:
          
... В 2020–2021 годах «Российские железные дороги» планируют завершить первый этап модернизации БАМа и Транссиба и приступить к началу реализации второго этапа. С учётом этого Минэнерго и Минэкономразвития крайне важно завершить работу по программе развития угольной промышленности до 2035 года, включающей в себя топологию развития угольных месторождений и корреспонденции перевозок угольных грузов железнодорожным транспортом...
Выписка из Протокола совещания:     
...
4. Минэнерго России (А.В.Новаку), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минтрансу России (Е.И.Дитриху) совместно с заинтересованными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации завершить работу по актуализации Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года, отразив в Программе места и объемы погрузки, а также направления поставок угольных грузов железнодорожным транспортом.
...


III. На заседании Правительства Российской Федерации 27 февраля 2020 года был рассмотрен вопрос – «О Программе развития угольной промышленности на период до 2035 года»

Из вступительного слова М.В. Мишустина:

Доброе утро, уважаемые коллеги!

... Сегодня мы рассмотрим Программу развития угольной промышленности до 2035 года. Её цель – увеличение добычи и экспорта угля. И конечно, снижение аварийности, которая пока ещё остаётся достаточно высокой, чтобы профессия шахтёра всё меньше была связана с рисками для жизни и здоровья людей.

Для этого мы будем модернизировать угольные предприятия, в том числе благодаря внедрению самых современных инновационных технологий и перспективного оборудования, которое повысит безопасность работы в шахтах и разрезах. Будем создавать также новые эффективные центры добычи угля в Кузбассе, Ростовской области, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Арктической зоне. И конечно, нужно также совершенствовать логистику, чтобы уголь было удобно доставлять по железной дороге или морским транспортом как на внутренний рынок, так и на экспорт – и в традиционном атлантическом, и в восточном направлениях. Поэтому синхронно с угольными предприятиями мы будем активно развивать соответствующую железнодорожную и портовую инфраструктуру.

Затраты на реализацию программы составят около 6 трлн рублей с преимущественным использованием инвестиций от частного бизнеса...

Из выступления А.В. Новака, Министра энергетики:

...Проект новой редакции Программы развития угольной промышленности до 2035 года разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации. Он вносит изменения с учётом изменений рыночной конъюнктуры, а также пролонгирует ранее действующую утверждённую программу до 2030 года на пять лет. Хотел бы сразу сказать, что каждые пять лет программа подлежит обновлению. Проект соответствует национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации, определённым майским Указом Президента №204...

...  в результате реализации мероприятий программы планируется дальнейшее повышение вклада угольной промышленности в экономику страны. Валовая добавленная стоимость вырастет в 1,5–2,5 раза в зависимости от вариантов, объём инвестиций к 2025 году составит более 1 трлн рублей, к 2035 году – 2,5–3,5 трлн рублей, вырастут налоговые поступления более чем в 1,5 раза, в оптимистичном варианте даже 2,6 раза.

Проект программы обсуждался в Правительстве. Были разногласия, были обсуждения на уровне вице-премьера Юрия Ивановича Борисова. Нас поддержал Минтранс. У нас остались разные взгляды на развитие угольной отрасли в период до 2035 года с Минэкономразвития. Тем не менее мы считаем, что те показатели, которые сегодня есть в программе (они дифференцированы между различными сценариями), позволяют нам полностью в период до 2025 года реализовать задачи, поставленные указом Президента и комплексной программой, утверждённой Правительством Российской Федерации, и обеспечить увеличение инвестиций, рост валового внутреннего продукта и вклада угольной отрасли в достижение национальных целей.

Принятое Решение Правительства:

1. Принять к сведению доклад Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака по данному вопросу.

2. Одобрить   в   целом   проект   программы   развития угольной промышленности России на период до 2035 года.

Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусову, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисову обеспечить координацию данной работы и подготовку указанного совещания до 12 марта 2020 года.


IV. Михаил Мишустин утвердил Программу развития угольной промышленности России до 2035 года

Распоряжение от 13 июня 2020 года №1582-р

Полное обновление производственных мощностей, создание новых производственных комплексов в Кузбассе, Ростовской области, а также на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, синхронизация развития железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения поставок продукции на внешний рынок – всё это предусмотрено Программой развития угольной промышленности России до 2035 года. Её своим распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Программа будет реализована в три этапа. Первый, рассчитанный до 2025 года, предусматривает техническое перевооружение, интенсификацию угольного производства, увеличение объёмов обогащения угля, снижение аварийности и травматизма на предприятиях, реализацию обеспечивающих инфраструктурных проектов инвестиционной программы «Российских железных дорог».

На втором этапе – до 2030 года должны быть завершены мероприятия по реструктуризации отрасли и формированию новых центров угледобычи на месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями. Сняты основные системные ограничения по транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки.

Третий этап предполагает кардинальное повышение производительности труда, реализацию пилотных проектов на базе технологий глубокой переработки угля, достижение мировых стандартов в области охраны окружающей среды.

Реализация программы поможет нарастить угледобычу с 439,3 млн т в 2018 году до 485 млн т к 2035-му по консервативному сценарию и до 668 млн т – по оптимистичному сценарию. Прогноз по экспорту составляет от 259 млн до 392 млн т соответственно.

В программу также заложены мероприятия по решению социальных вопросов. Речь идёт о выплатах бывшим работникам угольной промышленности и о дополнительном пенсионном обеспечении для них, а также о сносе ветхого жилья на подработанных территориях.

       См. полный текст программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.06.2020г. № 1582-р)





Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
"Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2024  Правовая информация
Яндекс.Метрика