Раздел "Статьи, обзоры и интервью" 
доступен только нашим подписчикам 


По вопросам подписки обращаться
по e-mail: market@rosugol.ru

Статьи, обзоры и интервью

Данный информационный блок включает в себя статьи, обзоры, выступления и интервью руководителей и специалистов, посвященные актуальным вопросам развития угольной отрасли и смежных отраслей экономики.  В каждой статье указан источник информации и дается гиперссылка на постоянный адрес статьи в первоисточнике. 


Для просмотра выпусков, пожалуйста, авторизуйтесь

Андрей Тенишев: В Хакасии уровень экспортной зависимости угледобывающей отрасли выше общероссийской 30.04.2025

Андрей Тенишев: В Хакасии уровень экспортной зависимости угледобывающей отрасли выше общероссийской

АДИ  В угольной отрасли на сегодняшний день «дела, как сажа бела». Нет регионов, которые справились с тяжелой ситуацией. Проблема не была спонтанной. Информационное обозрение «Реальная Россия» готовило серию интервью о тарифах, перспективах и провалах в энергетике. Подробный разбор делали с экспертом РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации Андреем Тенишевым. Назрело и, видимо, необходимо «резать, не дожидаясь перитонита».      

Андрей Петрович, ещё в 2022 году вы прогнозировали серьезные проблемы для угольной отрасли Хакасии. И похоже, что ваши прогнозы сбываются. Как сейчас обстоят дела у угольщиков республики?

— К сожалению, да. Сбываются. В целом по стране плохо, в Хакасии – особенно. По данным Минэнерго России на грани банкротства находятся предприятия, добывающие около 9% всего угля страны, в зоне риска — ещё почти 30%.  
Более половины угольных компаний страны в 2024 году оказались убыточными. Особенно сложная ситуация складывается на Кузбассе и в Хакасии. В предбанкротном состоянии находится почти тридцать угольных компаний страны. Они добывают около 10% российского угля.

У 62 компаний убыток «выше среднеотраслевого», а это ещё 126 млн тонн. То есть больше трети российской угледобычи под угрозой банкротства.

Банкротиться в первую очередь будут небольшие компании. В лучшем случае их скупят крупные, конкурентный ландшафт отрасли изменится и возрастет уровень её монополизации. В худшем – мы увидим закрытые шахты и брошенные разрезы.

Если говорить о Хакасии, то доля убыточных угольных компаний в прошлом году достигла 50%. Доходы угольных компаний Хакасии в 2024 году снизились в 12 раз. В 2025-м ситуация продолжает ухудшаться. Объёмы добычи и отгрузки падают. В планово-убыточные вышли все и некоторые разрезы уже начали сокращать работников.

По данным того же Минэнерго России это привело к остановке двух предприятий в Хакасии. В апреле может встать третье. В зоне высокого риска на сегодняшний день и оставшиеся пять угледобывающих предприятий республики. Вся отрасль в кризисе и ситуация пока развивается по негативному сценарию.

Как вы думаете, в чем реальные причины кризиса?

— Можно долго перечислять причины кризиса в угольной отрасли. Кризис носит системный характер, а причины комплексные. Одна из главных – это структура потребления. Почти половина угля, добываемого в стране, экспортируется.

В Хакасии уровень экспортной зависимости угледобывающей отрасли выше общероссийской. И отсюда текущие проблемы. Колебания мировых цен и спроса на зарубежных рынках, таможенные тарифы и пошлины, логистические проблемы и рост цен на транспортировку угля.

Минэнерго России разработало план по выводу угольной отрасли из кризиса. Насколько он хорош и поможет ли он угольщикам?

— План объёмный и детальный. Много страниц текста и десятки мероприятий. Он хорош и, несомненно, поможет отрасли пережить тяжёлые времена. Но, главный недостаток этого плана – он смягчает удар, но не устраняет причин этого кризиса.

Что сейчас нужно отрасли. Это — гарантированный вывоз угля, прежде всего на Восток. Нужны приемлемые и экономически обоснованные тарифы РЖД и морских портов. Необходимо навести порядок и с другими ценами в цепочке логистики. Они растут опережающими темпами. Это, прежде всего, цены на услуги операторов подвижного состава и те цены на услуги морских портов, что не регулируются государством.

Антикризисным планом также предусмотрены различные преференции и финансовая помощь для угольной отрасли.

План, на первый взгляд, перспективный. Он уже утверждён? Действует?

— Нет ещё. Председатель правительства России провёл стратегическую сессию о развитии угольной отрасли. У правительства есть понимание того, что отрасль нужно развивать и поддерживать.

На доработку антикризисного плана и его утверждение дано еще два месяца. Но, министр Цивилев собирается это сделать быстрее. И это совершенно верное решение. Помощь не только нужна, она нужна вовремя. Есть ощущение, что уже конец мая – начало июня могут стать для отрасли критическими. Поэтому, надо успевать. Да, спасение отрасли сегодня будет стоить дорого. Но, если не принять меры сегодня, то восстановление её завтра будет кратно дороже.

Каковы последствия для республики и её жителей?

— До 30% поступлений в консолидированный бюджет Хакасии формируется за счёт предприятий угольной отрасли. В 2023 году налоговые поступления от них сократились на треть, в 2024 м — втрое.

В угольной отрасли Хакасии работает почти 5 тысяч человек, а с учётом смежных отраслей 13 тысяч. У всех семьи. Уже сегодня речь идёт о сокращении боле чем 200 работников. Если ситуация не изменится, то к концу года число сокращённых может достигнуть трёх тысяч.

Куда пойдут эти люди? Кто будет кормить их семьи? Скорее всего, они уедут и найдут работу в других регионах. Потому что, в основном, это высококлассные специалисты. Зачастую специалисты уникальные.

И что будет, если завтра ситуация изменится? Если этих людей мы потеряем, то кто потом сядет за руль БЕЛАЗов и экскаваторов. Поэтому допустить остановки разрезов, сокращения работников никак нельзя.

То, что сейчас происходит, похоже на тушение пожара. У нас всегда так, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Что же делать дальше?

— Да, похоже на то. У нас, к сожалению, так и превалируют ситуационные управленческие решения. Конечно, надо принимать разработанный Минэнерго России антикризисный план. Но, давайте посмотрим глубже. На перспективу. 

Одна из главных причин – сложившегося кризиса это поведение монополистов – РЖД и морских портов. Сегодня тарифы для них устанавливаются Федеральной антимонопольной службой. Росчерком пера одного чиновника. Многострадальный законопроект об основах тарифного регулирования так и не принят. Мы об этом с вами еще два года назад говорили.

Необходимо изменение правил недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД для угольных компаний.

Сейчас правительство озаботилось развитием биржевой торговли. Подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об организованных торгах». Там, в числе прочего, предлагается ввести нормативы для реализации товаров на бирже. И на уголь тоже. Сейчас его продается на бирже продается крайне мало. Меньше 1% от добытого. Это явно недостаточно, чтобы сформировать биржевые индексы цен.

Всё хорошо, но вот методы вывода угля на биржу в законопроекте предлагаются в основном административные. Практика показывает, что при отсутствии экономического интереса, они работают не очень. Введите правило: продал уголь на бирже – получил на него квоту на вывоз, да ещё вне очереди. И что-то мне подсказывает, что тогда угольщики на биржу пойдут.

А дальше надо определиться со стратегией. Если сибирские регионы будут ориентироваться на экспорт, то смотрите опыт Якутии. Строить альтернативную железную дорогу, мосты и порты. Но, Якутия – регион богатый и до мыса Манорский в Охотском море там около 500 километров. Сибирским регионам сложнее. Каждый из них или какая-то отдельная угольная компания сама по себе эту задачу не решит – не хватит сил и ресурсов. Федеральный центр вряд ли раскошелится. Необходимо позволить регионам и компаниям объединяться для этого.

Или всё-таки нужно постепенно уходить от экспортной зависимости? Наращивать потреблением самим, внутри страны и заниматься переработкой угля, либо создавать новые мощности угольной генерации. Это тоже можно делать совместно. Но, в том и в другом случае политическая воля необходима и новые федеральные законы нужны.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Возврат к списку



Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
"Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2025  Правовая информация
Яндекс.Метрика