| ![]() | ![]() |
|
Раздел "Статьи, обзоры и интервью"
|
Статьи, обзоры и интервьюДанный информационный блок включает в себя статьи, обзоры, выступления и интервью руководителей и специалистов, посвященные актуальным вопросам развития угольной отрасли и смежных отраслей экономики. В каждой статье указан источник информации и дается гиперссылка на постоянный адрес статьи в первоисточнике.
![]() Андрей Тенишев: В Хакасии уровень экспортной зависимости угледобывающей отрасли выше общероссийскойАДИ В угольной отрасли на сегодняшний день «дела, как сажа бела». Нет регионов, которые справились с тяжелой ситуацией. Проблема не была спонтанной. Информационное обозрение «Реальная Россия» готовило серию интервью о тарифах, перспективах и провалах в энергетике. Подробный разбор делали с экспертом РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации Андреем Тенишевым. Назрело и, видимо, необходимо «резать, не дожидаясь перитонита». — Андрей Петрович, ещё в 2022 году вы прогнозировали серьезные проблемы для угольной отрасли Хакасии. И похоже, что ваши прогнозы сбываются. Как сейчас обстоят дела у угольщиков республики?
— К сожалению, да. Сбываются. В целом по стране плохо, в Хакасии – особенно. По данным Минэнерго России на грани банкротства находятся предприятия, добывающие около 9% всего угля страны, в зоне риска — ещё почти 30%. У 62 компаний убыток «выше среднеотраслевого», а это ещё 126 млн тонн. То есть больше трети российской угледобычи под угрозой банкротства. Банкротиться в первую очередь будут небольшие компании. В лучшем случае их скупят крупные, конкурентный ландшафт отрасли изменится и возрастет уровень её монополизации. В худшем – мы увидим закрытые шахты и брошенные разрезы. Если говорить о Хакасии, то доля убыточных угольных компаний в прошлом году достигла 50%. Доходы угольных компаний Хакасии в 2024 году снизились в 12 раз. В 2025-м ситуация продолжает ухудшаться. Объёмы добычи и отгрузки падают. В планово-убыточные вышли все и некоторые разрезы уже начали сокращать работников. По данным того же Минэнерго России это привело к остановке двух предприятий в Хакасии. В апреле может встать третье. В зоне высокого риска на сегодняшний день и оставшиеся пять угледобывающих предприятий республики. Вся отрасль в кризисе и ситуация пока развивается по негативному сценарию. — Как вы думаете, в чем реальные причины кризиса? — Можно долго перечислять причины кризиса в угольной отрасли. Кризис носит системный характер, а причины комплексные. Одна из главных – это структура потребления. Почти половина угля, добываемого в стране, экспортируется. В Хакасии уровень экспортной зависимости угледобывающей отрасли выше общероссийской. И отсюда текущие проблемы. Колебания мировых цен и спроса на зарубежных рынках, таможенные тарифы и пошлины, логистические проблемы и рост цен на транспортировку угля. — Минэнерго России разработало план по выводу угольной отрасли из кризиса. Насколько он хорош и поможет ли он угольщикам? — План объёмный и детальный. Много страниц текста и десятки мероприятий. Он хорош и, несомненно, поможет отрасли пережить тяжёлые времена. Но, главный недостаток этого плана – он смягчает удар, но не устраняет причин этого кризиса. Что сейчас нужно отрасли. Это — гарантированный вывоз угля, прежде всего на Восток. Нужны приемлемые и экономически обоснованные тарифы РЖД и морских портов. Необходимо навести порядок и с другими ценами в цепочке логистики. Они растут опережающими темпами. Это, прежде всего, цены на услуги операторов подвижного состава и те цены на услуги морских портов, что не регулируются государством. Антикризисным планом также предусмотрены различные преференции и финансовая помощь для угольной отрасли. — План, на первый взгляд, перспективный. Он уже утверждён? Действует? — Нет ещё. Председатель правительства России провёл стратегическую сессию о развитии угольной отрасли. У правительства есть понимание того, что отрасль нужно развивать и поддерживать. На доработку антикризисного плана и его утверждение дано еще два месяца. Но, министр Цивилев собирается это сделать быстрее. И это совершенно верное решение. Помощь не только нужна, она нужна вовремя. Есть ощущение, что уже конец мая – начало июня могут стать для отрасли критическими. Поэтому, надо успевать. Да, спасение отрасли сегодня будет стоить дорого. Но, если не принять меры сегодня, то восстановление её завтра будет кратно дороже. — Каковы последствия для республики и её жителей? — До 30% поступлений в консолидированный бюджет Хакасии формируется за счёт предприятий угольной отрасли. В 2023 году налоговые поступления от них сократились на треть, в 2024 м — втрое. В угольной отрасли Хакасии работает почти 5 тысяч человек, а с учётом смежных отраслей 13 тысяч. У всех семьи. Уже сегодня речь идёт о сокращении боле чем 200 работников. Если ситуация не изменится, то к концу года число сокращённых может достигнуть трёх тысяч. Куда пойдут эти люди? Кто будет кормить их семьи? Скорее всего, они уедут и найдут работу в других регионах. Потому что, в основном, это высококлассные специалисты. Зачастую специалисты уникальные. И что будет, если завтра ситуация изменится? Если этих людей мы потеряем, то кто потом сядет за руль БЕЛАЗов и экскаваторов. Поэтому допустить остановки разрезов, сокращения работников никак нельзя. — То, что сейчас происходит, похоже на тушение пожара. У нас всегда так, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Что же делать дальше? — Да, похоже на то. У нас, к сожалению, так и превалируют ситуационные управленческие решения. Конечно, надо принимать разработанный Минэнерго России антикризисный план. Но, давайте посмотрим глубже. На перспективу. Одна из главных причин – сложившегося кризиса это поведение монополистов – РЖД и морских портов. Сегодня тарифы для них устанавливаются Федеральной антимонопольной службой. Росчерком пера одного чиновника. Многострадальный законопроект об основах тарифного регулирования так и не принят. Мы об этом с вами еще два года назад говорили. Необходимо изменение правил недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД для угольных компаний. Сейчас правительство озаботилось развитием биржевой торговли. Подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об организованных торгах». Там, в числе прочего, предлагается ввести нормативы для реализации товаров на бирже. И на уголь тоже. Сейчас его продается на бирже продается крайне мало. Меньше 1% от добытого. Это явно недостаточно, чтобы сформировать биржевые индексы цен. Всё хорошо, но вот методы вывода угля на биржу в законопроекте предлагаются в основном административные. Практика показывает, что при отсутствии экономического интереса, они работают не очень. Введите правило: продал уголь на бирже – получил на него квоту на вывоз, да ещё вне очереди. И что-то мне подсказывает, что тогда угольщики на биржу пойдут. А дальше надо определиться со стратегией. Если сибирские регионы будут ориентироваться на экспорт, то смотрите опыт Якутии. Строить альтернативную железную дорогу, мосты и порты. Но, Якутия – регион богатый и до мыса Манорский в Охотском море там около 500 километров. Сибирским регионам сложнее. Каждый из них или какая-то отдельная угольная компания сама по себе эту задачу не решит – не хватит сил и ресурсов. Федеральный центр вряд ли раскошелится. Необходимо позволить регионам и компаниям объединяться для этого. Или всё-таки нужно постепенно уходить от экспортной зависимости? Наращивать потреблением самим, внутри страны и заниматься переработкой угля, либо создавать новые мощности угольной генерации. Это тоже можно делать совместно. Но, в том и в другом случае политическая воля необходима и новые федеральные законы нужны. Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
| ||
Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017. "Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2025 Правовая информация |
|||
![]() | ![]() |