| ![]() | ![]() |
|
О разном![]() Промышленная элита делает ставку на новую модель инженерного образования от Петербургского горного университетаФОРПОСТ Северо-Запад Первое заседание Общественно-методического Совета «Инженерное образование» при Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II собрало «сливки» отечественной промышленности. Реальный сектор экономики заинтересован в более тесном сотрудничестве с высшей школой для подготовки инженеров, отвечающей требованиям времени. Макроэкономическая конъюнктура ставит вызов: если благоприятный момент для качественной перестройки инженерного образования будет упущен, страна потеряет шанс на технологический суверенитет. ![]() Как известно, долгие годы рост валового внутреннего продукта России обеспечивали в основном предприятия торговли. В 2024 году на флагманские позиции смогла выйти промышленность. Как следствие, усилилась потребность предприятий в квалифицированных кадрах. Обострилась конкуренция на рынке труда, что увеличило среднюю зарплату на 18,3% за год. Однако у большинства предприятий расходы на персонал росли значительно быстрее, чем производительность труда. В условиях такого дисбаланса работодателей уже не устраивает плохо подготовленный инженер. Они все больше ориентируются на поиск специалистов высокого уровня, способных придать бизнесу нужную динамику. В добывающей промышленности, по данным Центробанка, 30% предприятий нарастили численность за счет инженеров в возрасте за 50 лет и даже старше. В обрабатывающей промышленности доля еще больше – 46%. Во многом такая ситуация обусловлена низким качеством подготовки инженеров сегодня. Однако без молодежи не обойтись – кто-то должен обеспечивать преемственность. А понятие «бакалавр» на предприятиях стало почти ругательным. Предприятия возлагают большие надежды на новую модель инженерного образования, которую старейший технический вуз страны реализует согласно президентскому указу от 12 мая 2023 года №343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». ![]() Один из участников общественно-методического Совета, директор научно-образовательного центра ООО «Сервисная компания ИНТРА» Виктор Анисимов поделился с «Форпостом» своим мнением о новациях Горного:
![]() По мнению начальника отдела развития корпоративной культуры и молодежной политики Управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть» Евгения Гаврилова, детальное знакомство с производством необходимо каждому студенту технической специальности, даже если он пойдет в науку. На предприятии ждут студентов Санкт-Петербургского Горного и готовы предоставить им оплачиваемую стажировку. ![]()
![]() Одним из ноу-хау ПАО «ТГК-1» является проведение конкурса дипломных проектов для будущих инженеров. Здесь ответственно относятся к подготовке актуальных тем для выпускной работы. К консультированию студентов подключены наиболее подготовленные сотрудники предприятия. В этом году компания включилась в работу по обучению студентов рабочим профессиям. Их для освоения практикантами предлагается уже около 20. В частности, машинистов – обходчиков, машинистов котлов и турбин энергоблоков, электрослесарей. ![]()
![]() На одном из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России ООО «КИНЕФ» сегодня трудятся около 280 выпускников Санкт-Петербургского горного университета. В свое время в городе Кириши Ленобласти, где базируется предприятие, существовал филиал Горного. В течение первых 2 курсов студенты обучались в Киришах, а затем продолжали подготовку в городе на Неве. Сегодня филиала уже нет, но заинтересованность в сотрудничестве с вузом не снижается. Именно это учебное заведение, по мнению начальника отдела подготовки кадров ООО «КИНЕФ» Татьяны Проничкиной, способно дать будущему инженеру необходимую фундаментальную базу и адаптировать его под задачи конкретного производства. ![]()
![]() Академические партнеры Санкт-Петербургского горного университета готовы не только предоставлять площадки для производственной практики, создавать комфортные условия для работы и подключать наставников. Многие из них активно участвуют в оснащении лабораторий и учебных классов вуза самым современным оборудованием. В этой связи можно отметить, например, компанию «Газпром межрегионгаз». В ходе заседания Совета генеральный директор компании Сергей Густов сообщил о планах по открытию в вузе нового учебного класса, оснащенного оборудованием, которое сегодня используется предприятиями холдинга. ![]()
Сотрудничество газоснабжающего холдинга с Горным университетом включает также проекты повышения квалификации его специалистов. Например, руководители 238 дочерних компаний «Газпром межрегионгаз», не имевшие инженерной подготовки прошли соответствующее обучение в стенах вуза. Еще одно важное направление – исследовательская работа. Сергей Густов привел здесь в пример совместные проекты с Российским энергетическим агентством, где Горный университет является основным исполнителем. Ключевым партнером Горного среди предприятий союзной Беларуси, пожалуй, можно назвать «БЕЛАЗ», одного из мировых лидеров по производству карьерной техники. Начальник управления стратегического развития компании Марта Шицкова уверена, что интеграцию практики в процесс обучения нужно максимизировать. ![]()
![]() В приветственном обращении к Академическим партнерам ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко отметил, что повышение качества подготовки инженеров является сегодня не просто актуальным, а крайне злободневным вопросом. Новая модель инженерного образования, которую вуз выстраивает совместно с Академическими партнерами, может и должна быть распространена с 2027 года в масштабах всей страны.
Вуз готовится принять в этом году уже третий поток студентов в рамках новой модели инженерного образования. Через 6 лет нынешние первокурсники выйдут из стен альма-матер с полным набором компетенций, необходимых реальному сектору экономики. Однако хорошие специалисты нужны уже сегодня. Поэтому вуз дал возможность выпускникам бакалавриата повысить свой образовательный уровень до планки, которая будет нормой для нынешних первокурсников к моменту их выпуска. У бакалавров за все 4 года обучения общая продолжительность практик составляла всего полтора месяца. А те из них, кто продолжил обучение в рамках специализированного высшего образования, отправились 26 мая на непрерывную практику до 21 октября, то есть на 5 месяцев. В 2026 году им предстоит еще одна практика сроком 2 месяца, уже на позиции инженера-стажера. В совокупности они за весь период обучения проведут 8 с половиной месяцев на производстве. Это уже сопоставимо с продолжительностью освоения практических навыков для тех студентов, кто обучается по новой модели с первого курса.
Как рассказал «Форпосту» специальный представитель ректора Сергей Новиков, ответственный за координацию работы с Академическими партнерами, в дальнейшем особое внимание планируется уделять развитию технологических площадок, как инструмента для повышения квалификации студентов и сотрудников предприятий. В качестве рабочей модели рассматривается университетский полигон «Саблино», который может стать прототипом для тиражирования в других вузах и организациях. Такой подход позволит формировать не только теоретически подготовленных, но и практически ориентированных специалистов, обладающих востребованными рабочими навыками. ![]() | |||
Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017. "Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2025 Правовая информация |
|||
![]() | ![]() |