О разном

Китай предлагает миру модель уникального морского порта, где половина энергии поступает от ВИЭ 08.08.2025

Китай предлагает миру модель уникального морского порта, где половина энергии поступает от ВИЭ

Глобальная энергия  Ученые из Уханьского технологического университета и Центра по исследованию микросетей в Шаосине представили результаты внедрения гибридной энергосистемы в одном из крупнейших портов Китая и мира — Нинбо-Чжоушань. В своей работе они не только описали функционирующую модель, но и фактически задали ориентир для других мировых гаваней, стремящихся к декарбонизации и энергетической устойчивости.

Порт Нинбо-Чжоушань — стратегически важный и один из самых загруженных в мире. Здесь интенсивный грузопоток, высокая плотность причалов и большой парк тяжелой техники. Чтобы обеспечить такую инфраструктуру надежным и экологичным энергоснабжением китайские инженеры с 2021 года начали разрабатывать гибридную энергосистему в рамках национального проекта «Интеграция и применение мультиэнергетических технологий в водном транспорте и портах». В результате в 2024 году была запущена платформа, объединившая 12,5 мегаватта ветроустановок, 3,66 мегаватта солнечных панелей, 3,8 мегаватт-часа накопителей энергии и развитую водородную инфраструктуру. Около половины всей энергии порт теперь получает из возобновляемых источников, а выбросы углекислого газа ежегодно снижаются на 22 тысячи тонн.

В центре всей системы — производство водорода методом щелочного электролиза. Электроэнергия от солнца и ветра используется для расщепления воды на водород и кислород. Полученный водород проходит очистку, достигая концентрации 99,9%, и поступает в многоуровневую систему хранения под давлением от 1,5 до 45 мегапаскалей. В дальнейшем он используется либо для выработки электроэнергии в стационарных топливных элементах, либо для заправки водородной техники. Установка демонстрирует высокую эффективность: электролизер работает с коэффициентом полезного действия 64,5%, топливные элементы — с 58,3%.

В порту активно эксплуатируется водородная техника — тягачи и погрузчики. Тягачи с запасом хода более 350 км и временем заправки 8–12 минут работают в стандартных логистических маршрутах между причалами и складами. Погрузчики функционируют до 10 часов без подзарядки и требуют всего 3–5 минут на дозаправку. В отличие от аккумуляторной техники, водородные машины не требуют длительного простоя, что критично для круглосуточного режима работы порта.

Кроме транспорта, водород используется и для автономной выработки энергии: на территории порта действует электростанция на топливных элементах мощностью 300 киловатт, обеспечивающая электроэнергией и теплом часть инфраструктуры. Совмещение с накопителями энергии позволяет выравнивать пиковые нагрузки и повышать стабильность энергоснабжения.

Система построена по принципу: сначала максимальное использование «зеленой» энергии для собственных нужд, а ее избыток направляется на производство водорода. Таким образом, водород здесь выполняет не только роль топлива, но и ключевой функции балансировки: он позволяет накапливать избыточную генерацию и использовать ее в периоды дефицита. Это решение компенсирует нестабильность ветра и солнца и повышает общую эффективность всей энергосистемы.

Проект уже доказывает свою экономическую эффективность: при инвестициях около 39 млн юаней (примерно 5,4 млн долларов) система ежегодно приносит свыше 4 млн юаней прибыли. Срок окупаемости таким образом должен составить менее 10 лет. Экономия главным образом достигается за счет отказа от дизеля (водородный транспорт дешевле в эксплуатации на 20%) и переработки побочных продуктов, например, кислорода, получаемого при электролизе и востребованного в промышленности и здравоохранении.

Исследователи убеждены, что опыт Нинбо-Чжоушаня может стать прототипом для глобальной трансформации портовой инфраструктуры. Однако для масштабного внедрения подобных систем необходимы не только технологические решения, но и политическая поддержка и международное сотрудничество.


Возврат к списку



Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
"Российский уголь"©Все права защищены. 1994-2025  Правовая информация
Яндекс.Метрика