ENG

Новость крупным планом

Тарифные маневры РЖД 30.10.2020

Тарифные маневры РЖД

РЖД-Партнер – Тарифные инициативы, предложенные ОАО «РЖД», не могут быть в полной мере реализованы, поскольку и у правительства, и у экспертного сообщества есть вопросы. Тарифная политика железнодорожного перевозчика требует донастройки. Однако как именно это следует сделать, требует проработки.

Тарифные маневры ОАО «РЖД» внесли сумятицу в ход дискуссий, отраженных в зеркале СМИ. Дело в том, что предложения холдинга циркулируют по крайней мере в двух вариантах.

Первый, от 16 сентября 2020 года, детально обсуждался в Минэнерго России и на Совете потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО. В этой версии было сформулировано 6 мер тарифного регулирования:
  • повысить тарифы для инновационных полувагонов (отменить отдельные тарифные схемы) и установить до 2022 года скидку 5% на груженый рейс для всех грузов, на все расстояния и направления;
  • дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на порожний пробег полувагонов;
  • дополнительно проиндексировать на 4% тарифы на перевозку контейнеров;
  • повысить тариф на перевозку антрацитов до тарифов на коксующийся уголь;
  • повысить тарифы на экспортные перевозки угля энергетического в восточном направлении (отмена коэффициента 0,895 с 2022 г.);
  • продлить до 2025 года целевую надбавку 1,5% на компенсацию расходов, связанных с изменением налогового законодательства (иными словами, с увеличением ее в размере: +1,2% – в 2021 г., +1,6% – 2022 г., +1,78% – 2023 г., +1,81% – 2024 г. и +1,92% – 2025 г.).
Финансы поют романсы

Первыми отреагировали металлурги: ассоциация «Русская сталь» попросила правительство гарантировать сохранение тарифной политики ОАО «РЖД» до 2025 года. Напомним, что при формировании ДПР распоряжением правительства РФ № 2991-р от 29.12.2017 г. была утверждена долгосрочная тарифная система по принципу «инфляция минус 0,1%».

В свою очередь, грузоотправители дважды (в 2018 и 2019 гг.) согласились на индексацию сверх этой формулы. По оценкам экспертов, в 2020 году эта индексация должна была принести ОАО «РЖД» около 20% от годовой EBITDA (80 млрд руб. EBITDA от ожидаемого результата в 389 млрд руб.).

Однако на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса объемы погрузки относительно ДПР снизились. Сократились и доходы холдинга. Причем есть сохранение отрицательной динамики и в 2021 году. Это заставляет искать меры для компенсации выпадающих доходов.

Как отметили в Совете потребителей, для всех участников рынка важна сбалансированная финансовая модель ОАО «РЖД», обеспечивающая устойчивое финансирование инвестпрограммы компании. Соответственно необходимы решения, которые, с одной стороны, будут способствовать достижению указанной цели, а с другой – позволят вывести сеть на параметры, указанные в ДПР.

Кроме того, стабилизация российской экономики предполагает поддержку ее стратегических сегментов со стороны государства. Под таким углом зрения железнодорожные тарифы – инструмент регулирования развития народного хозяйства в целом. Он должен настраивать на рост производства, а значит, и объемов погрузки.

Однако рост тарифов РЖД уже превысил обещанный правительством уровень. И дальнейший выход за рамки утвержденной схемы индексации содержит риск сокращения объемов железнодорожных перевозок.

Сложность принятия решения в данной ситуации состоит в том, что доходы от проектов, которые обеспечивают прирост объемов перевозок или сокращают затраты на перевозки, уже заложены в финансовую модель ОАО «РЖД» на 2021–2025 гг. Если они не будут выполнены, то дефицит источников компании еще больше увеличится.

Поиски денег: многовекторная парадигма

Эксперты затруднились с расчетами итогового результата, к каким подвижкам может привести сложившаяся ситуация, если попытаться вывести соотношение воздействия факторов, влияющих на оздоровление макроэкономики РФ, обеспечение финансовой стабильности ОАО «РЖД» и стимулирования железнодорожной погрузки. И такая неопределенность проявилась впервые за последние годы.

Это указывает на то, что данных, которыми располагают на данный момент ученые, недостаточно. Сказывается отсутствие финансирования со стороны государства исследований на тему рынка железнодорожных услуг и закрытость данных о фактических результатах работы РЖД. Неслучайно часть экспертов, которые держат тарифную политику холдинга в поле своего зрения, уклонились на этот раз от детальных оценок того, какое решение должно принять правительство РФ.

«Для ОАО «РЖД» сегодня важно увеличить доходы. Компания движется в двух направлениях. Первое – снижение издержек. Но тут есть предел, превысить который – значит потерять в качестве, что опасно и может привести к потере грузовой базы. Второе – рост тарифов. Это опережающая индексация, это выборочная опережающая индексация, это тарификация в рамках долгосрочного тарифного регулирования, это не индексация тарифов. По моему мнению, РЖД выбрали путь максимальных «хотелок» на первой итерации подготовки решения. Дальнейшие итерации – это вопрос компромисса между пользователями, включая операторов, железнодорожниками и регуляторами. Железнодорожники имеют огромный опыт ведения таких итераций и получения максимального результата для себя», – уточнил президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Альтернативы достижения баланса

Это означает, что сейчас разгорелась закулисная борьба, в которой у ОАО «РЖД» – сильные позиции. Однако у грузовладельцев есть свои аргументы, с которыми нельзя не считаться.

Частично они отражены в предложениях, сформулированных Советом потребителей. Для формирования сбалансированной финансовой модели ОАО «РЖД» предложено:
  • не увеличивать нагрузку на экономику через рост тарифов – сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%» и отказаться от точечной дополнительной индексации тарифов;
  • до восстановления объемов перевозок зафиксировать налоговые и регуляторные условия (налог на имущество – на уровне 1,6%, расходы на транспортную безопасность – на уровне 2020 г.);
  • отказаться от распределения дивидендов (кроме выплат по привилегированным акциям) до восстановления устойчивости финансовой модели ОАО «РЖД»;
  • уточнить приоритеты инвестиционных программ.
Непрозрачность учета и сложность анализа

Это означает необходимость конструктивного обсуждения между ОАО «РЖД», клиентами и регуляторами российской экономики проектов развития холдинга. Очевидно, что при этом следует исходить не из абстрактных схем перераспределения доходов между участниками рынка.

Этим можно заниматься в тучные годы (активного роста погрузки), как отметил один из специалистов, поскольку вполне допустимо накопление некоторого жирка у перевозчика, так как и другие участники рынка также формируют свои подушки средств для дальнейшего развития. Однако нецелесообразно в кризисные периоды, когда все игроки вынуждены ужиматься. Почему для ОАО «РЖД» под таким углом зрения должно быть сделано исключение, непонятно.

Соответственно требуется ориентироваться на реальные, а не на виртуальные грузопотоки, на основе которых и выделить эффективные для ОАО «РЖД» и важные для экономики РФ проекты. Здесь очевидным представляется, например, развитие Восточного полигона: грузовая база в этом направлении выросла даже несмотря на принятые мер борьбы с последствиями коронавируса.

Второй аспект – достаточно деликатный: программа закупки локомотивов. На Восточном полигоне требуется гармонизация не только инфраструктуры, но и парка тяги в русле проектов обеспечения тяжеловесного движения. Если у ОАО «РЖД» не хватает ресурсов для этого, то почему бы не вернуться к идее, заложенной ранее в целевую модель рынка железнодорожных перевозок?

От такой формы определения ориентиров развития отрасли в РФ отказались. Но это не значит безоговорочных похорон идеи либерализации рынка тяги. Частные компании могут купить магистральные локомотивы, а ОАО «РЖД» сэкономит средства для развития инфраструктуры. Весьма странно, что подобный вариант даже не обсуждается в правительстве.

Клиенты готовы проявить гибкость

Грузовладельцы в нынешней ситуации снова готовы проявить гибкость. Скажем, они допустили возможность сдвижек по некоторым другим проектам развития ОАО «РЖД». Например, в части развития подходов в направлении портов Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, где наблюдается временный недогруз.

В инвестпрограммах ОАО «РЖД» есть и другие перекосы, которые можно сейчас устранить. Для этого целесообразен независимый аудит программ ОАО «РЖД», заказчиком которого должен выступить Минтранс России или напрямую правительство (через выбранный для этого фонд или уполномоченный исследовательский центр).

Такой вариант оправдан еще и потому, что государству явно придется задуматься о механизме, который позволит компенсировать затраты на неэффективные для ОАО «РЖД» проекты за счет бюджетного эффекта – по аналогии с господдержкой, предусмотренной механизмом СЗПК (ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»).

Как отрегулировать дисбалансы

Следует отметить, что ОАО «РЖД» достаточно быстро отреагировало на отрицательный эффект со стороны Совета потребителей. И 23 октября 2020 года ОАО «РЖД» представило заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову дополнительные материалы по тарифным решениям в области грузовых и пассажирских перевозок на 2021 год.

По сути, в них содержалось обновленное предложение по тарифам. ОАО «РЖД» соглашалось на:
  • снижение тарифа в груженом рейсе на 0,1% при одновременном увеличении тарифа в порожнем рейсе на 15,8%;
  • отмену льготных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов (речь идет прежде всего о предоставлении скидки на перевозку угля в южном и северо-западном направлениях в размере 4,3% в 2021 г. и полный переход с 2022 г. на обычный порядок тарификации инновационного подвижного состава).
В целом от прежних предложений в ОАО «РЖД» не отказались, предоставив их на усмотрение правительства. Однако настаивали на реализации двух мер:
  • индексации тарифов на перевозку контейнеров на +4,75% (и это на фоне выдвинутого предложения по перевозкам навалочных грузов в контейнерах);
  • выравнивание тарифных условий в соответствии с уровнем цены на отдельные виды угля (антрацит, коксующийся уголь) – изменение коэффициента 0,895 на 1,05 для антрацита.
По расчетам ОАО «РЖД», реализация данных тарифных мер приведет к дополнительному доходу монополии 11,3 млрд руб. Однако это будет означать рост тарифной нагрузки на крупнейшие энергетические и металлургические холдинги.

Причем в ОАО «РЖД», если тарифный маневр с «избранными» игроками не прокатит, были готовы и к плоскому повышению тарифа на 3,7%.

От ОАО «РЖД» ждут третий пакет предложений

А. Белоусов отреагировал не менее оперативно: отправил и этот пакет от ОАО «РЖД» на доработку.

Как намекнул один из экспертов, такой поступок вполне объясним: в октябре в Telegram-каналах появились предположения о том, что ранее о предложениях монополии А. Белоусов, курирующий ОАО «РЖД», не мог не быть в курсе.

Дело в том, что они составлены таким образом, что заставляют правительство практически по каждому из пунктов принять специальное решение, поскольку выходят за рамки действующей схемы тарифообразования. Это значит, что холдинг, по сути, собирался переложить ответственность за принятые решения на правительство, а сам мог сделать вид, что готов постоять в сторонке.

Новый пакет предложений оказался в том же духе (за исключением отмены льгот на порожний пробег инновационных вагонов – это была инициатива самого холдинга, и формально ему ничто не мешает принять подобное решение).

Вряд ли подобный подход к решению проблем железнодорожной отрасли импонирует чиновникам. Они, как показывает практика, вынуждены выступить арбитром в спорах между участниками рынка (сформулированных в виде протоколов разногласий). Но кому же приятно иметь дело с идеями, реализация которых потом приведет к появлению подводных камней на уровне макроэкономики?


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку



Электронное периодическое издание "Отраслевой портал "Российский уголь". Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № 77-6017.
АО "РОСИНФОРМУГОЛЬ"©Все права защищены. 1994-2020  Правовая информация
Яндекс.Метрика